«Индивидуализация образовательного процесса как средство обеспечения современного качественного образования»

Статус: бюджетный

Форма обучения: очно-заочная

Итоговый документ: Документ установленного образца о повышении квалификации (удостоверение)

Объем: 72 часа

Основные дидактические единицы программы:

В настоящее время изменились социальные условия, в которых работают образовательные учреждения России. Образование становится ядром карьеры в течение всей жизни, в связи с этим в современной школе происходит  переориентация обра­зовательного процесса с су­губо обучающих технологий на более пристальное внимание к формированию субъектной позиции всех участников образовательного процесса, что требует новых организационных форм управления  как образовательным учреждением, так и непосредственно качеством образования и, как следствие, создания новой организационной модели образовательного  процесса, основанной на индивидуализации образовательного процесса и социальном партнерстве, требует обновления комплекса профессиональных знаний, направленных не только на локальные (частичные) нововведения, но и на стратегические системные изменения в региональной системе образования.

Образовательная программа адресована руководителям общеобразовательных учреждений, методических кафедр и предметных объединений, а также учителям-предметникам, направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов,  формирование установки    на инновационный подход к проектированию  образовательного процесса на основе социального партнерства и  в свете реализации компетентностного подхода и перехода на ФГОС,  а также на решение ряда специфических проблем, характерных для Арктических регионов.

Объем программы – 72 часа, из них 48 теоретическое освещение проблемы, 24 часа  – практическая работа, в основном рефлексивно-аналитического и моделирующего характера, самостоятельная работа.

Содержание учебного материала структурировано по принципу от общего к частному, курс включает как лекционные занятия, так и стажировку в базовом учреждении «Арктическая гимназия» Булунского улуса. Данная форма создает условия для проектирования слушателями на основе изученного инновационного опыта вариативных моделей собственной профессиональной деятельности. Изучение курса завершается презентацией проекта модели образовательного процесса, обеспечивающего современное качество образования в любой форме (открытое занятие, презентация индивидуальных  учебных планов и др.)

Цель курса: совершенствование профессиональных компетентностей слушателей в области индивидуализации образовательного процесса, в т.ч. посредством включения их в практику базового учреждения – носителя опыта.

Задачи курса:

1.Знакомство слушателей с теоретическими (педагогическими, психологическими, философскими) основаниями индивидуализации образовательного процесса.

2.Деятельностное освоение слушателями практических способов и методов проектирования образовательного процесса в соответствии с личными запросами участников образовательного процесса.

3. Совершенствование проектировочных  навыков и умений по разработке и реализации ИОП в практику общеобразовательного учреждения, в том числе расположенного в районах Крайнего Севера.

4.Создание у слушателей мотивации к самообразованию, личностному и профессиональному росту.

Успешное освоение программы позволит слушателям эффективно решать управленческие задачи:

- развитие инновационного потенциала образовательного учреждения за счет качественного обновления образовательной системы;

- формирование в образовательном учреждении новой образовательной культуры, основанной на принципах компетентностного подхода, обучения через активную самостоятельную деятельность и созидания;

- освоение эффективных моделей индивидуализации образовательного процесса.

Условия освоения программы. Требования, предъявляемые к слушателям.

Для успешного освоения программы обязательным условием является наличие у слушателей опыта практической управленческой деятельности в системе образования, базовых знаний по тематике предложенной программы, понимание необходимости проводящихся в современной системе образования изменений, а также готовность принимать новые идеи и реализовывать их на практике.

В период обучения на курсах руководители, педагоги  образовательных учреждений должны иметь материалы, характеризующие деятельность образовательного учреждения (учебный план, образовательная программа, модель портфолио ученика, критерии оценки качества образования и другие документы).

Особенности организации образовательного процесса:

- обучение организовано с учетом «принципа свободы», т.к. обеспечивается возможность выбора обучаемым индивидуальной образовательной траектории на основе блочно-модульного  подхода к реализации программы обучения.

- обучение носит практико-ориентированную направленность и осуществляется с использованием интерактивных методов до 60-70% от общего времени,

- сопровождение образовательного процесса консультационной поддержкой.

Процесс освоения программы построен на сочетании аудиторных занятий (основанных на интерактивных формах освоения учебного материала, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного управленческого опыта) и самостоятельной работы, ориентированной на освоение методического инструментария в реальную практику для решения конкретных проблем в своих образовательных учреждениях.

Основными формами работы со слушателями.

Реализация образовательных целей курсовой подготовки предполагает использование различных форм организации учебного процесса:

- интерактивная лекция – форма занятия, предполагающая интерактивное изложение преподавателем содержания тем курса. Основная цель – актуализация знаний слушателей по теме, постановка и освещение проблемы, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемой теме;

- практикум – форма занятия, предполагающая выполнение практических заданий индивидуально или в небольших группах, направленных на освоение и отработку технологий и методик организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов, реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в условиях современных ФГОС;

- индивидуальные консультации – представляют собой внеаудиторную форму работы преподавателя с отдельным слушателем, включающую обсуждение тех материалов и заданий, которые либо вызывают трудности у слушателя, либо связаны с углубленным интересом слушателя к определенной проблеме;

- иные формы работы – групповая и совместная работа над проектом, коллективное обсуждение проблем, мозговой штурм, анализ  педагогических мастерских,  презентация портфолио.

Для эффективной организации деятельности группы слушателей используются компьютерные презентации, рабочие тетради и иные методические материалы (в электронном виде).

Принцип построения и структура содержания программы

Все разделы программы содержательно и технологически взаимосвязаны. Содержание учебного материала структурировано по принципу от общего к частному, курс включает как лекционные занятия, так и практические, основанные на использовании деятельностных технологий.

Программа построена по модульному принципу и состоит из 5 модулей:

1. «Современная государственная политика в образовании».

2. «Индивидуальная образовательная программа как  механизм индивидуализации образовательного процесса в условиях современных ФГОС».

3. «Современные педагогические технологии как средство формирования ключевых компетентностей  и социализации учащихся»

4. «Оценка  качества образовательных результатов».

Программа обеспечена лекционным материалом, рабочей тетрадью. Для выполнения практических заданий слушателям предлагается разнообразный раздаточный материал (нормативно-правовые  документы, список литературы, словарь основных понятий курса, схемы, таблицы, образцы и варианты ИОП, портфолио обучающегося и  другие  материалы).

Изучение курса завершается презентацией проекта модели образовательного процесса, обеспечивающего современное качество образования в любой форме (открытое занятие, презентация индивидуальных  образовательных планов и др.).

В ходе курсовой подготовки слушатели:

получат представление: о теоретических основах индивидуализации образовательного процесса в условиях современных ФГОС; о структурах управляющей системы и управленческого механизма; о проблемах оценки качества образования;            научатся: анализировать факторы внешней и внутренней среды; ставить цели; осуществлять самоанализ своей деятельности; планировать и управлять образовательным процессом; принимать управленческие решения; решать проблемы; преодолевать коммуникативные барьеры; вести деловые беседы; определять соответствие качества образования требованиям ФГОС;

освоят: методики анализа факторов внешней и внутренней среды образовательного учреждения;  методы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе запросов участников образовательного процесса и нелинейного расписания.

В ходе курсовой подготовки педагоги и руководители образовательных учреждений:

- разработают образцы локальных нормативно- правовых актов, позволяющих построить образовательную деятельность на основе индивидуальных образовательных программ;

- разработают  модели индивидуальных образовательных программ;

- разработают модель построения нелинейного расписания;

-  систему оптимизации использования финансовых ресурсов.

Составитель: Ершова Н.В., зав.кафедрой комплексной оценки качества образования