Кафедра русского языка и якутского языка

Состав кафедры:

Заведующий кафедрой – Андросова Любовь Николаевна

_________________________________________________________________________

зам.заведующей  - Аммосова Варвара Васильевна, e-mail: vammosova@yandex.ru

доцент – Шишигина Василиса Романовна, e-mail: shishigina@list.ru

старший преподавательЯдрихинская Февронья Васильевна, e-mail: petrovafenya@mail.ru

 

Миссия кафедры:

  • Формирование целостного представления о роли предметов филологического, гуманитарно-эстетического цикла в профессиональном сообществе с учетом современных приоритетов, понимания языкового образования как универсального.

  • Ознакомление с современными образовательными технологиями в филологической сфере, идеями воспитания и формирования языковой личности.

  • Оказание эффективной помощи в теоретической и практической подготовке учителей русского языка и литературы, в обсуждении практико-ориентированных формах организации учебной деятельности.

  • Отслеживание и распространение лучшего педагогического опыта в цикле гуманитарно-эстетических дисциплин.

Основные направления работы кафедры

  • Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе на территории республики;

  • Государственная (итоговая) аттестация выпускников ОУ (9-е классы).

  • Теоретическая и методическая поддержка учителям в их подготовке к переходу на профильное и предпрофильное обучение по русскому языку и литературе.

  • Методическая помощь педагогам в их работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам и научно-практическим конференциям по русскому языку и литературе.

  • Повышение квалификации учителей и преподавателей в соответствии с новыми подходами к изучению проблем филологического образования.

  • Отработка методического инструментария преподавания курсов гуманитарно-эстетического цикла в рамках реализации концепции филологического образования.

  • Ознакомление с современными образовательными технологиями филологической области: коммуникативно-деятельностный подход, компетентностно-ориентированный принцип, проектный метод, ориентация на коммуникативную эффективность, коммуникативно-прагматический подход.

Якутский язык и литература как предмет изучается в школе около восьмидесяти лет. 17 августа 1922 вышло постановление Правительства Якутской АССР о преподавании якутского языка и литературы как обязательно изучаемый предмет. 7 декабря 1926 г. издано было решение бюро Обкома КПСС о преподавании предметов в школе на якутском языке, а также об улучшении преподавания русского языка в национальных школах.

В развитии образования Якутской АССР большое развитие имел первый букварь на якутском языке — букварь, а также I республиканская Всеякутская конференция языковедов, состоявшаяся 15 августа 1935 года. Первый ученый в исследовании якутского языка, П.А.Ойунский, сделал содержательный доклад «Якутский язык и перспективы его развития».

Постановлением Совета народных комиссаров Якутской АССР был создан Якутский институт усовершенствования учителей. А первый кабинет по якутскому языку и литературе был открыт в 1993 году. Заведующим был назначен Иннокентий Васильевич Пухов, ставший впоследствии известным фольклористом. (1943-44).

В 1946 году заведующим был назначен Сивцев Гаврил Федотович, который издал за период работы 20 публикаций, занимался переводом на якутском языке трудов по методике. Затем работали заведующими кабинетом Аллахский Николай Алексеевич /1954-59/, Поскачин Роман Михайлович, заслуженный учитель школы ЯАССР и РСФСР, отличник народного просвещения /1959-1981/, Горохов Савва Тарасович /1982-1984/, Васильев Егор Константинович /1985-1991/, заслуженный работник РС(Я), отличник народного просвещения, стипендиат фонда «Дети Саха-Азия».

Цели и задачи деятельности кафедры:

  1. Повышение квалификации работников образования по следующим предметам: якутский язык и литература, национальная культура, якутский язык как государственный.

  2. Обобщение и описание опыта инновационных технологий по следующим предметам: якутский язык и литература, национальная культура, якутский язык как государственный.

  3. Отслеживание качества внедрения инноваций в данной образовательной области.

  4. Выполнение научно-методической инновационной и исследовательской деятельности кафедры и учителей

Направления работы

• Научно-теоретическая и предметно-методическая подготовка учителей родных языков и литератур, национальных культур.

• Поиск путей и форм приобщения педагогов к культуре.

• Практическая помощь в преподавании предметов, содержащих национальные компоненты в школах Арктики («Азбука тайги», «Уроки предков», «Охота и рыбный промысел»).

• Научно-методическая и практическая деятельность по выращиванию, обобщению и распространению передового опыта.

• Разработка обновленного содержания учебно-методических комплектов по предметным областям.

• Сотрудничество с другими регионами по проблемам образования школ Севера и Арктики.

Культура как основа духовного развития личности.
Направления работы:

- Обновление содержания и творческие подходы к преподаванию национальной культуры

- Формирование личности через родную культуру

- Пути и формы приобщения педагогов к культуре

- Диалог культур как эффективный путь приобщения к родной и общемировой культуре.