Компетентностный подход к обучению русскому языку и литературе в условиях внедрения ФГОС ООО

Статус: бюджетный

Очная форма обучения

Итоговый документ:

Документ установленного образца о повышении квалификации (удостоверение)

Объем: 72 часа

Категория обучающихся: учителя русского языка и литературы, специалисты методических служб.

Основные дидактические единицы программы:

Всем известно, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка».

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В чём же отличие традиционного и компетентностного подходов в образовании?

Главная идея традиционного подхода: знания приводят к личностному успеху. Главная идея компетентностного подхода: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. Это подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; это направленность обучения на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях (т.е. коммуникативная компетенция).

Отсюда логично вытекают и принципы, на которых базируется компетентностный подход в образовании:

— образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного — развития на основе освоения учащимися социально значимых умений (компетенций);

— оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои  — образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

— разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности — учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат;

— школа не учреждение, а самостоятельная организация, от¬крытая социуму (участие детей в социальных проектах, детско-взрослых коллективах, в инновационных проектах, шко¬ла-город и т.п.);

— учитель не начальник, а помощник учащемуся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям;

— матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окру¬жения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процес¬се внутренней и внешней экспертизы;

— качество школьного образования определяется потребите¬лями образовательных результатов (учащимися, родителя¬ми, работодателями, обществом в целом) и, в конечном счете, темпами развития общества и инновационной экономики. Для этого разрабатывается система национальных приорите¬тов в достижении школьниками определенных образователь¬ных результатов, разрабатывается компетентностный стан-дарт.

То есть все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования, вот тогда образование и жизнь пойдут не параллельными путями, а одной дорогой.

             Кроме того, реализация компетентностного подхода в современной образовательной ситуации связана с преодолением ориентации традиционного образования на преобладающее усвоение готовых знаний, книжный характер обучения, отсутствие или недостаточность практической направленности обучения. В этом контексте компетентностный подход представляется прямым следствием практико-ориентированных и проблемно-ориентированных систем обучения Дж. Локка, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лая и др.

Цель данного курса: Освоение участниками курса компетентностного подхода в обучении и использование его при проектировании уроков русского языка и литературы.

Задачи:

1. Актуализировать представления о концептуальных критериях компетентностного подхода в образовании.

2. Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях.

3. Определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся.

4. Выявить затруднения реализации компетентностного подхода в образовании и способы их решения.

Методологической основой являются:

— теоретические положения о культуре как носителе ценностей и сущностной основе любой деятельности и взаимодействия;

— компетентностный подход к процессам целеполагания и отбора содержания общего, образования;

— концепции деятельности и коммуникации как ведущих механизмов формирования компетентности;

-идеи и модели гуманистической личностно-ориентированной парадигмы образования, обусловливающие культурологический, аксиологический, акмеологический и системный подходы к содержанию профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

— идеи интеграционного и деятельностного подходов к проектированию развития образовательных и социокультурных систем, обеспечивающих одновременное развитие личности, образовательной системы и социокультурного контекста.

Автор: Аммосова В.В., зам. зав. кафедрой русского языка и литературы АОУ РС (Я) ДПО «ИРО и ПК им. С.Н.Донского II».