Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу «Шахматы – школе»

Статус: бюджетный

Очная форма обучения

Итоговый документ:

Документ установленного образца о повышении квалификации (удостоверение)

Объем:

– для слушателей – 36  часа (или 72 часа – в случае работы с дополнительным материалом).

– для преподавателя – 36 часов

Категория слушателей: Учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов, методисты.

 Основные дидактические единицы программы: Внимание к шахматному образованию в 2017 году в РФ неуклонно повышается. Это, в частности, связано с тем, что введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения как одного из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ставит перед системой образования новые задачи. Президент РФ отмечал, что реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» опирается на концепцию четырех «И» (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура, инновации) с добавлением важной пятой  составляющей – интеллекта. И для этого – «внедрять самые передовые технологии». Разумеется, для этого следует постепенно расширять присутствие в системе образования  специальные надпредметных дисциплин, которые позволяют развивать интеллект. Всё это позволяет шире использовать образовательный потенциал шахмат для достижения указанных целей. Тем более что Россия ещё 20 лет назад стала  первой страной в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (в 1994 году по инициативе Министерства образования РФ). Также Россия стала  первой страной в мире, где разработан научно-обоснованный курс шахмат («Шахматы – школе»), преподавать который призваны педагоги начального звена системы образования.

В статье 66 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности…». В этом шахматы – хороший помощник.

В проекте концепции математического образования в России было указано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Важным элементом… являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки), начальной школы. При этом должны реализовываться принципы «соревнование не с соперником, а с задачей», «выигрывает каждый». И это полностью соответствует подходу, заложенному в отечественном Федеральном курсе для начальной школы «Шахматы – школе», который уже используется как в Республике Саха, так и в других регионах России.

К 2017 году многие государства проводят модернизацию системы образования, одной из задач которой является поиск, апробация и интеграция в учебный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию подрастающего поколения. Опыт, накопленный во многих государствах, позволяет считать одним из таких учебных предметов – «Шахматы», которые являются уникальным наднациональным средством развития детей.

2017 год – это год, когда шахматное образование в России в целом и в Республике Саха в особенности уже приобрело новый импульс, при этом ключевую роль в структуре и проблематике шахматного образования уже играют уроки шахмат в общеобразовательной школе и шахматные занятия в детских садах.

В ХХ веке в Великобритании, Германии, Израиле, Канаде, СССР, США, Франции, Японии и других странах проводились исследования по тренингу мышления. Их итоги обратили внимание ученых на такой перспективный инструмент развития мышления как шахматы. В результате за последние 30 лет в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Германии, Израиле, Индии, Испании, Канаде, России, США, Франции реализованы пилотные проекты использования шахмат как элемента системы образования.

Все это привело к тому, что к концу 2012 года во многих государствах наблюдается исключительный, невиданный ранее интерес к проблематике шахмат как к полноценной учебной дисциплине. Во многом это связано с тем, что в последние годы существенно расширилась доказательная база шахматного всеобуча, получены новые убедительные данные экспериментальных исследований, подтвердившие тезис о пользе шахмат для умственного развития детей 5-12 лет. В процесс шахматного всеобуча вовлекаются все новые и новые государства. В их числе: Австралия, Азербайджан, Андорра, Армения, Болгария, Боливия, Грузия, Исландия, Италия, Китай, Куба, Мексика, Молдова, Монголия, Непал, Парагвай, Перу, Словакия, Словения, Турция, Уругвай, Филиппины, Швейцария, Швеция, ЮАР, Ямайка и другие. В частности, в Армении с сентября 2011 года шахматы стали обязательным предметом школьной программы. И большим восклицательным знаком на этом пути стало подписание 15 марта 2012 года Европарламентом декларации № 50/2011 «Шахматы в школе». Принятие этой декларации, в которой шахматы в современном мире трактуются не как вид спорта, а как составная часть системы образования, придает шахматам статус полноправной школьной учебной дисциплины и в обозримом будущем позволит им стать обязательным учебным предметом в общеобразовательных школах.

Шахматно-образовательные инициативы многих государств впечатляют, но именно Россия (в период существования СССР) выдвинула идею уроков шахмат в школе. Это подчеркнул в 1986 году вице-президент ФИДЕ Р. Тудела (Венесуэла): «Мы очень благодарны Советскому Союзу за первоначальную идею по преподаванию шахмат в школе».

Ныне из российских регионов лидерами шахматного образования являются Республики Саха, Калмыкия, Тыва и Татарстан, Ханты-мансийский автономный округ, Курганская, Челябинская, Томская, Кемеровская, Псковская области. Готовность ввести шахматы как учебную дисциплину Москвой, Ростовской и Московской областями.

Особое место в процессах общемирового шахматного образования занимают инициативы Республики Саха. Первый мощный виток шахматного образования был сделан в Республике Саха в 2000 году, и Якутия стала вторым регионом в РФ, где был издан важный приказ по шахматному образованию. 17 ноября 2000 года вышел приказ Министерства образования Республики Саха № 01-08/1589 «О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)». В этом документе в целях внедрения развивающей функции обучения для раскрытия творческих возможностей учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха приказывалось: 1. С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет «Шахматы» за счет часов по выбору. 2. Улусным и городским управлениям образования: со II четверти 2000 года ввести в 1-4 классах общеобразовательных школ республики учебный предмет «Шахматы». 3. Рекомендовать в качестве программы обучения факультативный курс «Шахматы – школе» автора И. Г. Сухина (журнал «Начальная школа» за 1994 год, «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть II», М.: Просвещение, 2000 год).

И уже в 2002-2003 учебном году, по данным управления физического воспитания и спорта Министерства образования, в Якутии из 20 тысяч учащихся начальной школы шахматами было охвачено 11 тысяч (55 %).

Автор программы: Сухин Игорь Георгиевич, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва), кандидат педагогических наук, лауреат Фонда Первого Президента Республики Саха «Во славу и пользу республики» (2012)