Интервью с ведущими российскими учеными

Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение о прошедшем Межрегиональном семинаре по реализации проекта «Методическая поддержка школ,  функционирующих в сложных социальных условиях». 

Пинская Марина Александровна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ:

Мне кажется, у вас очень продуктивная работа и то, что сделано, это практически мощное основание для того, чтобы школы действительно могли  работать в другом качестве. Все принципиальные условия для этого создаются, а дальше просто нужно время для того, чтобы максимальные число школ встроилось в эту систему.

Мишина Ирина Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин  АПКиППРО:

В целом якутские учителя очень резко отличаются от учителей многих регионов, особенно центральных. Это говорит о том, что  у ваших учителей абсолютное доверие к новому. То есть, они быстро принимают любые новшества,  стараются выйти «впереди планеты всей», находятся в списке пилотных регионов, попадают в 10-ку. Руководство абсолютно точно понимает все проблемы, все задачи и все пути.  Другая проблема – как это довести до основной массы учительства, потому что при общем согласии на какой-то прогресс все равно традиционные формы остаются в порядке дня. Считаю, что это вопрос не только сегодняшнего дня, а где-то за 2-3 поколения можно все изменить,  и здесь огромную роль сыграет  ваш СВФУ-довольно продвинутое учебное заведение. Вопрос стоит сегодня о   переучивании в системе повышения квалификации и подготовки кадров, а, самое главное, в получении базовых знаний. Мне часто приходится встречаться с молодыми учителями, не в Якутии, а в других регионах, которые после 3-х месяцев работы попадают на курсы повышения квалификации. И они говорят: «О, боже! Сколько нового мы узнали! В институте нас этому не учили! Всех студентов надо перегнать через систему повышения квалификации!». И здесь я вижу проблему: следует в ВУЗ-ах менять структуру, методику, технологии преподавания и обучать именно с ориентацией на учительский труд, чтобы молодые люди попадали в школы  с желанием работать в ней, а не по принуждению. Лет 70 тому назад, в 40-50-ые годы, в советское время, была тяга из центральных  вузов попасть именно в места с самыми трудными социальными условиями и начинать с самых сложных условий работы, чтобы понять смысл этой профессии. Этого подвижничества сегодня нет, а ведь оно самое ценное в нашей традиционной педагогике.

Цирульников Анатолий Маркович, д.п.н.,  академик Российской академии образования:

 Тема семинара очень содержательная. Интересно было услышать сообщения тех людей, которых я знаю. И порадовало то, что они мощно продвинулись в своих проектах. Это Нижне-Бестяхская школа и Горный улус. В Нижнем Бестяхе-стратегический проект, где идет процесс использования образования как инструмента трансформации уклада жизни, изменение ситуации. Были кроме этого очевидные проекты, появились работающие люди, потенциал, и это очень хорошо. Хорошо, что подключились к работе семинара самые разные регионы Российской Федерации, это редкий случай. Люди слышат друг друга и создается поле взаимодействия, обмен опытом.

Вопрос: А как  вы относитесь к западной системе образования и обучения?

Ирина Анатольевна: На западе техники и технологии, тиражированность опыта. У нас же  общение душ, влияние личности на личность. Мы многое перенимаем с Запада, которое сиюминутно приживается, но  не имеет корня. Как только проект заканчивается, он исчезает, не оставляя следа. Это как «скрестить льва с тигром, получится «что-то», но потомства не даст».  А у нас все идет через общение душ, контакт личности с личностью. Если  национальная система укореняется, то она приживается, а если она взята с Запада, она блестяще пройдет, но не будет иметь будущего. Вот почему я всегда настаиваю на национальной системе – духовно-нравственной стороне, связанной совсем  с другим качеством.

Анатолий Маркович:

В целом по России 93 процента массовых школ находятся сегодня в сложных социальных условиях. Я несколько скептически отношусь, когда говорят «малоэффективная, очень эффективная школа, школа, находящаяся в сложных социальных условиях или в лучших условиях». А что говорить, если в школах по итогам исследований по России есть данные о том, что только около 7 процентов детей являются относительно здоровыми. Если мерить качество образования через продукт самостоятельной творческой деятельности детей, то мы увидим совершенно другую картину, ведь дети хотят делать то, что им нравится. Так что «картинки» разные, проблема непростая.

Вопрос: Ваши пожелания в дальнейшем продвижении проекта:

Марина Александровна:

Единственный путь – это путь баланса. Есть универсальное и есть уникальное. Баланс-это попытка найти соединение универсального и уникального. Есть область, в которой мы все – люди, а есть область, где у нас свои привычки. Если откажемся от чего-то одного, то потеряем половину.  Школы переходят в эффективный режим.  Во всем мире есть модель,  которая начинается с ценностей. Школа создает ценности. Дети могут научиться, учителя могут научиться, менять свое мировоззрение. Это происходит, если мы учимся. Надо учиться!

Анатолий Маркович: В Хара-Алданской школе Таттинского улуса по всем параметрам-сложные социальные условия. Но они все свои недостатки превратили в преимущества: написали несколько книг о содержании образования, пришли к своей внутришкольной системе. В Нижнем Бестяхе-тяжелейшая ситуация; миграция, рост заболеваемости, криминал, уклад жизни ломается, но школа начала менять новую ситуацию в культурном направлении. То есть произошло изменение ситуации в «изменение ситуации». А ведь сетевые школы делают все на общественных началах.

Я бы в целом повнимательней посмотрел на проблему, тут не так все просто.

Ирина Анатольевна:

В Якутии следует  разработать свою национальную социокультурную модель с учетом традиционной якутской народной педагогики, а она у вас есть. Кстати, практикоориентированность очень развита в Якутии. Если бы соединить все эти новейшие качества, компетенции, технологии, методики со стремлением помочь детям с самых удаленных регионов, то это продвинуло бы систему и была бы создана национальная модель, с которой вы могли бы влиться в основные тенденции. Если мы нарушим собственные традиции, то мы нарушим в корне все.

                      Д.Санникова, Отдел по связям с общественностью

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий