Методические рекомендации по организации и проведению республиканских мероприятий к юбилею якутских писателей и поэтов на 2017-18 уч/г.

В целях формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством рекомендуем библиотекарям, педагогам дополннительного образования, классным руководителям, учителям якутского языка и литературы, национальной культуры общеобразовательных учреждений  включить в план работы проведение  ряд мероприятий, посвященным данным юбилейным датам.

2017-2018 учебный год богат юбилейными датами якутских писателей и поэтов.Отмечаем в этом году:

1)      125-летие СлепцоваПлатона  Алексеевича-Платона Ойунского(11.11.1893-31.10.39) основоположника  якутской советской литературы, поэта, прозаика, драматурга, ученого-филолога, видного  общественного  и государственного  деятеля.

2)      110-летие Золотарева  Николая  Гавриловича –Николая Якутского -(22.11.1908-11.12.1995) – народного  писателя PC (Я), члена  СП СССР с 1946 г.

3)      70-летие Лугинова  Николая  Алексеевича  (14.08.1948) – народного  писателя  PC (Я), лауреата международной литературной премии «Алжир на перекрестках культуры», лауреата литературной премии «Алаш» Республики Казахстан, члена СП СССР с 1979 г.,

4)      90-летие Oбутовой  — Эверстовой  Марии  Петровны (12.06.1928) – драматурга, члена СП PC (Я) с 1993 г.,

5)      105-летие CедалищеваНикифораКириковича–ДьүөгэАаныстыырап (1913 — 1944 гг.) – прозаика, члена СП СССР с 1939 г.

6)      120-летие ­Иванова  Алексея  Андреевича — Күндэ (16.01.1898 — 30.10.1934) — поэта, прозаика, драматурга и литературного  критика.

7)      90-летие Яковлева  Василия  Семеновича — Далана (01.04.1928 — 27.11.1996) – народного писателя PC (Я), лауреата  Государственной премии имени П. А. Ойунского, кандидата  педагогических наук, академика  Академии духовности РС(Я), члена  СП СССР с 1979 г.

8)      110-летие Заболоцкого  Николая  Максимовича — Чысхаана (21.11.1908 — 01.04.1987) — прозаика и литературный критика, члена СП СССР с 1944 г.

9)      100-летие ВешниковаГавриила  Григорьевича — БаалХабырыыс (15.04.1918 — 22.04.1969) – поэта, члена СП СССР с 1949 г.

10)  80-летие Курилова  Гаврила  Николаевича — УлуроАдо (30.04.1938) – юкагирского поэта и ученого, кандидата филологических наук. Заслуженного работника  культуры РС (Я), академика Академии Духовности РС (Я), члена СП СССР с 1975 г.

11)  80-летие Дмитриева  Петра  Никифоровича — Туутук (04.06.1938) – детского писателя, фольклориста, переводчика. Заслуженного  работника  культуры РС (Я), члена СП России с 1992 г.

12)  75-летие Cкрябина  Василия  Васильевича — Идэлги (10.08.1943) — поэта и прозаика, члена СП России с 1999 г.

13)  115-летие  Неустроевой  Анны  Денисовны (03.03.1903 — 30.11.1947) — первой якутской  женщины — члена СП СССР, детской  писательницы.

14)  85-летие Дадаскинова Степана  Егоровича (20.08.1933) — поэта, прозаика, члена СП СССР с 1982 г.

15)  95-летие Никифорова  Семена Осиповича (27.08.1923 — 15.08.1980) — прозаика. Участника Великой Отечественной войны,  члена СП СССР с 1965 г.

16)  90-летие Артамонова  Иннокентия  Ивановича (21.11.1928) — поэта, переводчика. Заслуженного работника культуры PC (Я), участника  Великой Отечественной войны, члена СП СССР с 1964 г.

17)  115-летие СаввинаСтепана  Афанасьевича — КүнДьирибинэ (24.12.1903 — 22.04.1970) — поэта, переводчика. Участника гражданской и Отечественной войны, члена СП СССР с 1944 г.

18)  105-летие Cлепцова Ивана Егоровича — Арбиты (29.12.1913 — 13.07.1943) — поэта, переводчика.

19)  90-летие Сосина Иннокентия   Михайловича (01.12.1928) поэта  и прозаика, члена СП России с 1992 г.

Цель  мероприятий формирование у детей и взрослых потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.

Задачи:

— пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности; — развитие творческих способностей путем организации литературных и поэтических конкурсов; — активное вовлечение всех категорий пользователей в культурно- просветительскую деятельность библиотеки; — повышение читательской и творческой активности пользователей в изучении истории родного края.

  • Читательские конференции— активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.
  • Литературная ярмарка— комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
  • Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
  • Книжный аукцион посвящен книге, её истории, формам книгопечатания, современным видам книжной продукции и включает конкурсы, викторины, литературные игры, кроссворды, дайджесты, лотереи. В программу включаются познавательные игры, которые способствуют расширению и углублению знаний, несут информацию, развлекают. На аукционе продаются или разыгрываются интересные книги. Или же каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
  • Литературный карнавал.Карнавал — это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.
  • Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
  • Фольклорные посиделки— форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в этом творчестве.
  • Экран   прочитанных    книготслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
  • Конкурс  читательских  пристрастий— это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей/населения.
  • Флэш-моб (с англ, flashmob — «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
  • Библио-кафе— игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется. Книжное кафе — рассказ о новых книгах стилизуется под настоящее меню.
  • Дегустация литературных новинок— информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
  • Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко- литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).
  • Литературный гороскоп— мероприятие, построенное по типу гороскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.
  • Литературный каламбур— мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
  • Книжное   дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение.
  • Социальный   проект   «Живая книга» — это новый формат общения. Здесь «книгами» становятся люди, а «читателями» — гости. У нас уже есть опыт проведения такого проекта он стартавал в рамках библиомарафона «Читающий город» и имел успех среди жителей нашего города.
  • Конкурсы   для   команд: конкурс Буриме,  «Слова, слова, слова…», узнай произведение по окончанию его фраз, угадайте авторов следующих цитат, отгадай литературного героя,кому из героев принадлежат слова, конкурс футуристов.
  • Конкурсы   для   болельщиков: конкурс перевертышей, загадки-отгадки, головоломки-шутки, скороговорки.  

Самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является выставкаФормы работы могут быть самыми разнообразными: традиционные и виртуальные книжные выставки.

  • Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз, выставка-анонс «Литературный гурман», выставка-хит-парад, выставки — раздумья.Выставка одного жанра: представляя книги одного жанра — детектив, фэнтези, авантюрный роман, исторический роман, дамский роман и т.д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны как подросткам, так и взрослым, а вот стихи, сказки, сказочные повести — учащимся начальных классов.
  • Выставка-императив. Эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, настоятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!».
  • Выставка-раритет.На ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составляют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги — долгожители нашего фонда»: редкие и ценные издания, «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «В мире старинных и редких изда-ний», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История редких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».
  • Выставка «Литературный герой». Выставка будет привлекать внимание детей и подростков.
  • Выставка-дневник. Это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник А.С. Пушкина» и др.). По желанию бывшие читатели библиотеки, учителя, родители могут представить и свои дневники. Положительный  откликтакая выставка будет иметь у младших школьников.

А также конкурсы: — чтецов, посвященные  произведениям писателей-юбиляров, конкурс сочинений, эссе,  конкурс иллюстраций к литературным произведениям; — конкурсы литературного творчества читателей; — конкурс читательских симпатий «Литературное лето – 2018 года»; — конкурс для читателей-детей «Любимые литературные сказки». Акции: — благотворительная литературная акция «Книга из рук в руки» (сбор литературы для социальных учреждений); — литературная акция «Успешные люди любят читать!»; — акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»; — акция «Литература не знает границ. Читаем вместе».

Особое место в данной работе должно быть уделено популяризации художественной литературы местных авторов. Рекомендуем проводить вечера – встреч, вечера – портреты, литературные и поэтические часы, презентации новых книг писателей – земляков.

Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, участников событий и др. В качестве оформления рекомендуем использовать фотодокументы, предметы материальной культуры. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. В презентации по истории, этнографии хорошо включить инсценировки обычаев, демонстрацию костюмов, предметов быта.

Формированию читательской культуры, обучению чтению как творческому процессу в библиотеках необходимо заниматься целенаправленно и комплексно. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируются в семье. Многие мероприятия, должны быть рассчитаны на широкий круг пользователей. Это будет способствовать объединению семей, восстановлению традиций семейного чтения, совместному проведению досуга, что позволяет взглянуть на своих близких с другой стороны, раскрывает их творческие способности и привлекает внимание жителей к библиотеке, приобщает их к книге.Для этого во многих школах используют интерактивные формы работы, которые они считают наиболее эффективными: интеллектуальные викторины, конкурсы, турниры, обсуждения, дискуссии, конференции с участием родителей, членов семьи.

  • Стенд «Наши  мнения».  Здесь помещаются отзывы читателей о культуре обслуживания и качестве удовлетворения запросов, предложения библиотекарям об улучшении работы и более оперативном поиске источников, какую литературу хотели бы видеть в библиотеке и т.д.

«Семейная стенгазета читательских  отзывов», в которой читатели пишут отзывы о прочитанных книгах, рекомендуют интересные для чтения другим, а какие советуют не брать и объясняют почему.

  • «Семейная стенгазета писателю-юбиляру»
  •  Конкурс «Самая читающая семья»

Особенно важно провести мероприятия, посвященные родному языку. К.Д. Ушинский подчеркивал роль родного языка, литературы в деле воспитания у детей и подростков, в формированииу них чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории.

Каждый год в республике 13 февраля проводится День  родного языка и письменности.

Предлагаем провести цикл мероприятий, которые  помогут сформировать у учащихся представления о системном характере языка, обогащению и расширению знаний, повышению культуры речи читателей и развитию умения работать со словарями  якутского языка. На книжной выставке «Родной язык, как ты прекрасен!» можно представить книги по грамматике  якутского языка, по культуре речи, различные словари, а также книги о  якутских обрядах, пословицы и поговорки. Собрание афоризмов, изречений и высказываний о  якутском языке представить на книжной выставке «Сила и красота родного языка».Рекомендуем провести игру-викторину «Я познаю родной язык», «Фразеологическая дуэль», «Хотите верьте, хотите нет», «Пойми и расскажи», «Найди слово», библиотечный урок «Нам великое слово дано», организовать беседы, диспуты, на которых обсудить следующие вопросы: 1. Тот, кто ругается, отнимает у нас и хорошее настроение, и спокойное расположение духа. Ощущали ли вы это на себе? 2. Мат и жаргон, звучащие отовсюду, — это безусловная нравственная деградация общества или всего лишь мода? 3. Что мешает чисто говорить на родном языке? 4. Правильно ли говорим по-якутски? 5. Какие чувства вызывают у вас сверстники, не говорящие на своем родном языке? 6. Дети, подростки черпают свои познания в нецензурной лексике у взрослых. Это они во всем виноваты! Или нет?

В работе с писателями-юбилярами и юбилейными произведениями предоставляется широкое поле для творчества, к тому же многие из этих произведений экранизированы, что позволяет применить метод интегрирования одного вида искусства в другой.

Чтение — сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.

Желаем в этом деле успехов!

[object Object]
Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий