Образовательный тур в Финляндию

Я была в стране Суоми,
Там, где лыжи в каждом доме,
Где, стремглав слетают с вышки,
Шестилетние мальчишки…

А кругом громады снега,
Серебром сверкает лед,
Прямо с неба, прямо с неба
Начинается полет.

Агния Барто


              Финская система образования ставит своей целью обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. Принцип пожизненной учебы – возможность учиться новому в любом возрасте – охватывает все ступени образования, с начального обучения до образования взрослых. Уровень образования финнов высокий. По международным оценкам особо хороших результатов достигло образование молодых. По оценке результатов образования, проведенной PISA-исследованием среди детей и подростков школьного возраста стран ОЭСР, Финляндия занимает одно из ведущих стран мира.

        В рамках реализации мероприятий проекта  «Инновационное развитие дошкольного  образования в Республике Саха (Якутия)» группа работников дошкольного образования (Жиркова М.Д. – стар.воспит. МБДОУ -ЦРР– д/с  «Мичил» с. Чурапча, Прокопьева Е.М. – педагог допобразования МБДОУ – ЦРР-д/с «Ньургуhун» с. Сунтар, Степанова О.Н. – зам. по УВР МАДОУ- д/с № 18 «Прометейчик» и Лебедева Н.Н. – руководитель делегации, зав.каф. дошк. обр. АОУ ДПО ИРО и ПК ) сьездила в образовательный тур в город Хельсинки (Финляндия), с целью ознакомления с финской системой дошкольного образования с особым вниманием к двуязычному воспитанию и преподаванию.

        В рамках образовательной поездки были  организованы посещения дошкольных образовательных учреждений столичного региона Финляндии (частные детские сады, подготовительные группы в детских садах и начальных школах), прошли интересные встречи со специалистами по двуязычному воспитанию из университета Хельсинки, прошли практические семинары  с Протасовой Екатериной Юрьевной – профессором кафедры славистики, отделение языков  Хельсинского университета, представителями Объединения родителей Финляндии, экспертами по вопросам дошкольного воспитания муниципалитета Хельсинки, Семейной Федерации Финляндии, были организованы посещения культурных дворцов столицы Финляндии, Музея дошкольного образования, эколого — просветительского центра Халтия Национального парка «Нууксио» (где проводятся специальные уроки для дошкольников и учеников подготовительных групп).

        Первые дошкольные учреждения в Финляндии были созданы в конце 50-х годов XIX в. Корни финского дошкольного воспитания — во фребелевской системе детского сада. Ныне детские сады становятся все более интегрированными. Существуют и специальные детские сады, основывающиеся на системах М. Монтессори, вальдорфской педагогики.

  В финской школьной системе нет специальных подготовительных школ, а дошкольное обучение ведется в школах и детских садах. Под дошкольным обучением подразумевается воспитание и обучение детей в течение года, предшествующего их принятию в школу. Дошкольное обучение ставит своей целью укрепление у детей предпосылок усвоения учебного материала. На практике это означает, что новым знаниям и умениям детей обучают с помощью игры.

    В Финляндии каждый ребёнок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот учебный год, когда ребёнку исполняется 6 лет. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет.

           Примерно 30 % детей в возрасте до 3 лет и 60 % детей от 3 лет до поступления в школу посещают дошкольные учреждения. Принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной к школе группе детского сада или подготовительном классе школы.

         Поскольку Финляндия — двуязычная страна, то в некоторых детских садах весь персонал говорит и на финском и на шведском языках, во многих дошкольных учреждениях есть шведские группы. В Лапландии функционируют детские сады с саамским языком. Кроме того, есть дошкольные учреждения для детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя).

          Мы посетили финско- русский сад «Калинка», где дети обучаются на русском и финском языках. Хочется рассказать о нем особо. Русскоязычный детский садик Калинка – частный детсад, который был основан в 1990 году и содержится Обществом поддержки Финско-русской школы. Это двуязычный детский сад нового тысячелетия для финских, русских и двуязычных семей.
В быту и педагогическом процессе встречаются два языка и две культуры. «Калинка»  является ответом на изменяющиеся требования социальной и образовательной политики финского общества. Идеи деятельности Калинки отражают новые потребности в двуязычном воспитании и образовании.
В «Калинке» специально для детей дошкольного возраста разработан интенсивный и занимательный игровой метод изучения языка. Русский язык используется не только во время специальных игровых занятий по языку, но и во время обычных будничных ситуаций в течение всего дня. Усвоение и поддержка финского языка являются важной частью деятельности Калинки. Дети из русских семей получают в Калинке возможность «мягкого» погружения в финское общество.
Программа детского сада ориентирована на возможности развития и обучения ребенка в ходе собственной, совместной и коллективной деятельности с учетом его индивидуальных способностей и интересов. Индивидуальному обучению способствуют новые методы дошкольной педагогики, использование подгрупп, проектная деятельность и все более широкое использование компьютерной техники.

        Знакомство с культурой и бытом разных стран и народов, мультикультурность и интернациональность свойственны «Калинке»  и в будни и в праздники. В саду часто организуются и тематические мероприятия. «Калинка» – четырехгрупповой детский сад. В каждой группе один из воспитателей является носителем финского языка, другой – русского языка, а третий – двуязычный. Это позволяет правильно усваивать основы языка, поставить произношение и интонацию.

          Несколько лет назад педагоги принимали участие в международном проекте LIGHT. Итогом трёхгодичной работы стала Концепция европейского двуязычного детского сада. Но главным для них стала возможность познакомиться с работой русскоязычных детских садов в Австрии, Германии и  Франции.

Радует, что их задача не только сохранить русский язык, но и не дать потеряться русской культуре и традициям.

        Хочется также подчеркнуть, что особое внимание в детсадах уделяется оздоровлению детей и физической культуре. Дети гуляют 2 раза в день при любой погоде. Педагоги отмечают, что «нет плохой погоды, а есть плохая одежда, которая не соответствует ей». Поэтому детям на участке позволяется многое- барахтаться в снегу, ходить на лыжах, кататься на коньках, санках, прокладывать тоннели в сугробах, возводить постройки, играть в различные игры по интересам, играть с песком, водой, камешками, веточками и многое другое. Но самое главное — дети получают огромную радость от общения с природой, от свободы, от двигательной активности.

      К сожалению,  обо всем  невозможно рассказать в рамках одной статьи, но мы убедились в том, что права та известная пословица что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и увиденный опыт работы финских коллег мы обязательно распространим  на курсах повышения квалификации и на семинарах.

       Благодарим Министерство образования и науки  РС (Я) – ( Габышеву Ф.В. – зам. министра МО и Никифорову Т.И. – гл. спец. отдела общего образования и языковой политики) и ИРО и ПК им. С.Н. Донского – 2 (Алексееву Г.И., директора ИРО и ПК ), нашего гида – переводчика Кирилла Резника из Хельсинки,  за помощь в организации столь значимого, содержательного образовательного тура в Финляндию.

                                                                           Лебедева Н.Н. – руководитель делегации,

                                                                 завкафедрой  дошкольного образования  ИРО и ПК

 

 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий