О стажировке будущих тьюторов

Об этой новой профессии, о  тьюторах, работающих в том или ином образовательном учреждении, в последнее время слышим достаточно часто. Тем не менее, сталкиваемся с тем, что люди не понимают, чем же тьютор занимается. Почему он актуален в современном  мире, в первую очередь, в образовании?

 Формирование и развитие человека компетентного и инициативного, ответственного, умеющего действовать в условиях неопределенности  —  эта основная задача образования в развивающемся мире может быть решена с помощью тьютора или педагога с тьюторскими компетенциями. Тьютор создает избыточную образовательную среду, состоящую из множества предложений интересных обучаемому и сопровождает его. При этом они  обсуждают разные варианты построения образовательного маршрута.  Это сопровождение тьютора основывается на принципе индивидуализации.  У нас в республике немало школ, где обучение ведется по индивидуальным учебным планам.

Многие школы отправляют своих педагогов на курсы повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки тьюторов. Такую программу «Тьютор в образовании» реализует и наш институт. От своих слушателей знаем, что в школах педагоги — тьюторы, а также  их администрация, иногда не знают  прямых  должностных обязанностей тьютора, не знают, какие есть способы оплаты тьюторской деятельности педагогов. Какую документацию ведет тьютор? Что там должно быть? На эти и многие другие вопросы ответит некаждый педагог.

По программе «Тьютор в образовании» в нашем институте обучается вторая группа педагогов. Недавно закончилась их вторая сессия, которая была посвящена технологиям индивидуализации и тьюторского сопровождения, овладение ими способами тьюторской деятельности. Основная задача, поставленная перед слушателями,  заключалась в следующем – изучить опыт  педагогов республики в реализации индивидуализации, как  ведущего принципа современного образования.

Эту сессию можно было бы назвать стажировкой будущих тьюторов в образовательные учреждения республики, потому что основные часы данной части программы были отведены практическим занятиям в виде экскурсий, практикумов и консультаций, посещений уроков и занятий педагогов республики. Слушатели имели возможность ознакомиться: с опытом работы педагогов в дошкольном и школьном образовании, в дополнительном образовании детей и, самое главное, с опытом работы педагогов коррекционных школ.

Слушатели программы – 15 педагогов из разных районов нашей Республики и г. Якутска. Среди них учителя-предметники, психологи, воспитатели дошкольных учреждений, специалисты управлений образованием, а также молодые мамы, которые решили посвятить себя сопровождению своих личных детей.

Евдокия Семеновна Григорьева – молодой педагог со стажем 1 год, работает тьютором в своей Тылгынинской СОШ Вилюйского района. Она как тьютор занимается сопровождением одного ученика начальной школы. Администрация школы специально направила начинающего педагога на эти курсы профессиональной переподготовки.  Мария Семеновна Гоголева – социальный педагог Болтогинской СОШ Чурапчинского района. Она имеет тьюторские часы и занимается с одним учеником, имеющим ограниченные возможности здоровья. Для Марии Семеновны обучение на этих курсах не- формальное. Она искренне желает помочь своему подопечному: и знания и умения, полученные здесь, должны ей очень пригодиться. Полина Петровна Попова, тьютор детского сада «Туллукчаана» Таттинского района, уже имеет некоторый опыт сопровождения ребенка по индивидуальной образовательной программе. Варвара Ивановна Эверстова пришла на курсы по собственной инициативе. Ее  интересуют вопросы сопровождения детей в семейном воспитании: как  создать условия для успешной социализации собственного ребенка, как помочь ему максимально раскрыть  свой потенциал?

 В ходе  второй сессии слушатели знакомились с основными  трудовыми функциями тьютора в образовательном учреждении: сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, организовывать открытую образовательную среду (избыточную и вариативную, провокационную), разрабатывать методические  материалы.

Тетрадь-навигатор, которую слушатели заполняли в течение сессии, позволяла им  изучить содержание и формы стажировки, найти коллег для общения по интересующим вопросам, составить индивидуальный образовательный маршрут  стажировки, подготовиться к итоговой аттестации. В тетради слушатели вели рефлексивный дневник, заполняли отчеты по практическим занятиям и открытым занятиям (урокам и мастер-классам). Составленный полезный словарик может помочь им и на практике, и при сдаче зачетов.

 Занятия по «Теории и практике индивидуализации и тьюторства»  Нины Васильевны Ершовой, заведующей  кафедрой управления, педагогики и психологии, завершились практическим  заданием на составление  индивидуального образовательного маршрута по устранению выявленных дефицитов, например, по формированию уверенности, развитию коммуникативных компетенций, адекватной самооценки и др.

Как учителя-предметники реализуют индивидуализацию  на уроке?  Каким образом они сопровождают на уроке своих учеников, которые имеют разный уровень подготовки, разные интересы и возможности? Этим  и другим вопросам  методологии современного урока было посвящено лекционное занятие. Одно дело — послушать теорию, другое — увидеть это воочию, попробовать сравнить опыт разных учителей. И в этом нашим слушателям, можно сказать, повезло. Сроки второй сессии очень удачно совпали с проведением республиканского конкурса «Учитель года», поэтому слушатели имели возможность посетить уроки и мастер-классы лучших учителей Республики. «Увидеть, как реализуется ФГОС в школах» –  такую задачу решали слушатели при посещении конкурсных уроков.

 Индивидуализации в дошкольном образовании был посвящен отдельный день. Он прошел в детском саду «Остров сокровищ». Под руководством Надежды Николаевны Лебедевой, заведующей кафедрой дошкольного образования, для наших слушателей был организован семинар «Определение индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста».  Теоретическая часть семинара прошла в форме лекции Надежды Николаевны о роли тьютора в дошкольном воспитании. В практической части семинара педагоги детского сада провели открытые  занятия и мастер-классы. Они были посвящены  актуальным проблемам дошкольного образования:

  1. Кружок юного кулинара «Вкусняшка»  как создание условий для позитивной социализации детей дошкольного возраста (Гирсова Т.Г., педагог психолог 1 кв. категории);
  2. Скандинавская ходьба в оздоровлении детей с ОВЗ (Шарин Н.В., инструктор по физической культуре);
  3. Организация сопровождения детей с ОВЗ и особыми нуждами в рамках ПМПк ДОО (Колмогорова Т.В., заместитель директора по УВР).

 Особое место в программе второй сессии имели занятия, посвященные работе тьютора в инклюзивном образовании. Людмила Николаевна Прокопьева, заведующая кафедрой начального и инклюзивного образования, организовала практические занятия в коррекционной школе №4. Слушатели приняли участие в акции, посвященной Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, посмотрели выступление воспитанников школы, посетили занятия педагогов коррекционной школы:

  1. Индивидуальное занятие психолога с ребенком с РАС (Андреева Е.К., психолог высшей категории);
  2. Занятие с ребенком  ТМНР по формированию элементарных математических представлений (Лукина М.В., учитель);
  3. Урок развития речи  «Времена года. Весна» в 9 б классе (Гаврильева М.А., учитель-дефектолог высшей категории).

Посещение коррекционной школы, по словам слушателей, стало открытием, потому что они не просто увидели, как происходит сопровождение ученика с ограниченными возможностями, но и получили ответы на многие актуальные для них вопросы. Некоторые слушатели уже имеют опыт работы с такой категорией школьников и при этом испытывают определенные трудности.

Индивидуализация в дополнительном образовании школьников не имеет стандартов и характеризуется  своими особенностями и трудностями, например, как определить, что ребенок научился чему-то, что у него появились новые друзья или  как понять, что я приближаюсь к своим целям? Вопросов может быть очень много. Наши слушатели посетили практическое занятие педагога дополнительного образования  Института новых технологий  Матрены Терентьевны  Игнатьевой. Ее  занятие было посвящено проблеме дистанционного обучения школьников в дополнительном образовании. Оказывается, некоторые наши слушатели уже имеют опыт организации дистанционного  образования школьников через этот институт, а потому высказали свои предложения по совершенствованию этого способа обучения детей.

Особый интерес у слушателей вызвали практические занятия, проведенные   тьюторами первого набора курсов профессиональной переподготовки «Тьютор в образовании». Они представили свой опыт работы, рассказали о выпускной работе, ответили на вопросы, касающиеся организации работы тьютора. Надежда Николаевна Ноговицына, заместитель директора СОШ №35, рассказала о своей стажировке в Чувашии, где имела возможность увидеть индивидуализацию в разных образовательных учреждениях. Мария Дмитриевна Капрынова, учитель английского языка, рассказала, как тьюторские компетенции помогают ей совершенствовать преподавание своего предмета. Сардана Федоровна Охлопкова, тьютор детского сада «Светлячок», рассказала о своем опыте индивидуализации в дошкольном образовании.

 Основной метод  тьюторского сопровождения – это, конечно, работа  с вопросами тьюторанта или собственные вопросы тьютора, поэтому слушатели на  практических занятиях учились этому мастерству — пока по вопросам, которые были предложены им в тетради-навигаторе. На практике  нужно будет составлять их самостоятельно  в зависимости от запросов и особенностей своего тьюторанта.

 Вторая сессия пролетела быстро. Остается самая интересная итоговая сессия, где слушателям придется защищать свои тьюторские работы, и они получат долгожданные дипломы. И самое главное – кем бы они ни работали, освоенные тьюторские  компетенции обязательно понадобятся в будущем  в образовательном учреждении или, может быть, в личной жизни. В этом мы можем быть уверены.

В рефлексивных дневниках слушатели отмечали главные ценности дня. Чаще писали похожие ответы, но разными словами: «Век живи – век учись», «Учиться, учиться и учиться», «Учиться никогда не поздно», «Знание – сила». Думаем, что люди, которые пришли на эту программу   – это те, кто всегда в творческом поиске. Надеемся, что так и будет.  Ждем интересных идей и проектов!

                                                                                               Анна Матаннанова, заведующая

                                                                           кафедрой естественно-научного образования

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий