Викторина для учащихся «Солженицын: личность, творчество, время»

11 декабря 2018 года исполнится 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века.

Значение творчества Александра Солженицына, как и его вклад в литературу России, трудно переоценить, именно поэтому Президент России  В. В. Путин издал Указ о праздновании юбилея писателя в 2018 году.

Кафедра русского языка и якутского языка Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II  проводит викторину для  учащихся «Солженицын: личность, творчество, время». Ответы принимаем до 15 сентября 2018 года по адресу: vammosova@yandex.ru

 

Викторина для  учащихся

«Солженицын: личность, творчество, время»

  1. Солженицын вошел в литературу под ошибочным отчеством «Исаевич». Настоящее отчество Александра Солженицына?
  2. Кто по образованию был Солженицын?
  3. Каков боевой путь Солженицына на фронтах Великой Отечественной войны?
  4. Когда и за что Солженицын был арестован? В какой лагерь попал Солженицын?
  5. В каком году началась история Архипелага ГУЛАГ?
  6. Откуда берёт начало ГУЛАГ?
  7. Какая книга неоднократно упоминается на страницах «Архипелага ГУЛАГ»?
  8. Как на жаргоне называлось конструкторское бюро тюремного типа, где работал А.И.Солженицын?
  9. Назовите этапы «путешествия» Солженицына по архипелагу ГУЛАГ.
  10. Какое первое крупное произведение Солженицына сразу же сделало его знаменитым? Благодаря чьей помощи оно вышло в свет?
  11. Какая премия не была присуждена Солженицыну за повесть «Один день Ивана Денисовича»?
  12. Как называется цикл миниатюр в прозе А.И.Солженицына?
  13. Чем памятен для Солженицына 1969 год?
  14. Чем занимался Солженицын после реабилитации?
  15. Публикация каких произведений Солженицына фактически означала конец многолетней цензуры?
  16. Как озаглавил А.И.Солженицын 2 части своей автобиографии?
  17. В каком произведении действие начинается во второй половине дня в субботу 24 декабря 1949 года, а заканчивается во второй половине дня вторника, 27 декабря? Этот принцип временного сжатия объяснен самим Солженицыным. Размышляя о марфинской шарашке, своего рода научно-исследовательском институте, где живут и работают заключенные «враги народа», писатель вспоминал: «Я там жил три года. Описывать эти три года? Вяло, надо уплотнять. Очевидно, страсть к такому уплотнению сидит и во мне, не только в материале. Я уплотнил — там, пишут, четыре дня или даже пять, — ничего подобного, там даже нет трех полных суток, от вечера субботы до дня вторника. Мне потом неуютно, если у меня просторно слишком. Да может быть, и привычка к камерной жизни такова. В романе я не могу, если у меня материал слишком свободно располагается».
  18. За какое произведение  писатель был  удостоен  Государственной  премии РСФСР?
  19. В каком году Солженицын вернулся в Россию и когда был восстановлен в советском гражданстве?
  20. Нравственный манифест А.И.Солженицына, обращённый к советской интеллигенции – это …
  21. Прочитайте отрывок из рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» и найдите несоответствия:

«На станции Нефтепродукт, состарившемся временном серо-деревянном бараке, висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны порта!» Гвоздем по доскам было доцарапано: «И без билетов». А у кассы с тем же меланхолическим остроумием было навсегда вырезано ножом: «Билетов нет». Точный смысл этих добавлений я оценил позже. В Нефтепродукт легко было приехать. Но не уехать.

А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили — торфоразработчики и соседний совхоз. Председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой совхоз и возвысив.

Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуреные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых. Но внутри этих домиков нельзя было увидеть перегородки, доходящей до потолка, так что не снять мне было комнаты с четырьмя настоящими стенами.

Над поселком дымила фабричная труба. Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, и паровозики, тоже густо дымящие, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, торфяными плитами и брикетами. Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные — не без того, да подныривать друг друга ножами.

Вот куда завела меня мечта о тихом уголке России. А ведь там, откуда я приехал, мог я жить в глинобитной хатке, глядящей в пустыню. Там дул такой свежий ветер ночами и только звездный свод распахивался над головой.

Мне не спалось на станционной скамье, и я чуть свет опять побрел по поселку. Теперь я увидел большой рынок. По рани единственная женщина стояла там, торгуя молоком. Я взял бутылку, стал пить тут же.

Меня поразила ее речь. Она не говорила, а напевала умильно, и слова ее были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии:

— Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий?

— А вы откуда? — просветлел я.

И я узнал, что не все вокруг торфоразработки, что есть за полотном железной дороги — бугор, а за бугром — деревня, и деревня эта — Тальново, испокон она здесь, еще когда была барыня-«цыганка» и кругом лес лихой стоял. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово, Певцы — все поглуше, от железной дороги подале, к озерам.

Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».

  1. Что за литературную премию учредил сам Солженицын?
  2. От каких российских наград дважды за последние годы отказывался Солженицын?
  3. Какая авиакомпания 12 декабря 2013 года ввела в эксплуатацию самолёт Boeing 737- 800 NG, названный «А. Солженицын»?
  4. Кому принадлежат эти слова:

А) «каждый раз был поражён, насколько Солженицын — органичный и убеждённый государственник. Он мог выступать против существующего режима, быть несогласным с властью, но государство было для него константой».

Б) «Жизнь Солженицына, его судьба, это отдельное художественное произведение, произведение искусства… Это главный русский эпос двадцатого века».

 

Желаем удачи!

[object Object]
Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий