Цифровая трансформация необходима и неизбежна

Интервью с ведущим методистом Центра дошкольного и начального образования Корпорации «Российский учебник», кандидатом педагогических наук, доцентом Надеждой Гусевой (г. Москва).

В ИРОиПК им. С.Н.Донского-II с 18 по 29 июня проходят фундаментальные курсы учителей начальных классов в рамках XI Международного Летнего Института «Современная школа: цифровая трансформация образовательной среды». На курсы приехало более 80 педагогов со всей республики, заинтересованных в использовании современных электронных учебных материалов в образовательном процессе. Преподавательский состав тщательно подобран. Предоставим слово Надежде Гусевой, ведущему методисту Центра ДиНО Корпорации «Российский учебник».

— Мы много лет плодотворно взаимодействуем с ИРОиПК Якутии (директор, д.п.н. Г.И.Алексеева), в частности, с кафедрой начального образования. Это уже опыт долголетнего сотрудничества.  Уровень начальной школы очень актуален для развития личности ребенка, и институт всегда затрагивает проблемные и важные темы в формате реализации новых образовательных стандартов. И вот нынешний поток подготовки учителей начальных классов идет по теме «Конструирование урока в начальной школе. Использование цифровых образовательных технологий». Тема важная, актуальная для развития страны в целом, потому что каждый год в школу приходит новое поколение детей. Они очень активные. Они приходят уже с освоенной практикой различных цифровых ресурсов, и учителю сегодня очень много надо работать над уроком и обязательно включать в содержание урока новые цифровые ресурсы, чтобы поддерживать мотивацию, интерес ребенка, выводить его на новый уровень освоения современного образования. И поэтому эта тема вызывает у всех слушателей большой интерес. Мы в рамках семинара знакомимся с электронной формой учебника, как целесообразно можно было бы включать эту форму учебника в образовательный процесс, и учителя видят, что это действительно сегодня очень важно и в то же время очень просто работать с этими образовательными ресурсами. Сегодня корпорация «Российский учебник» активно поддерживает учителя и предоставляет ему возможность работать с учебниками в электронной форме, закачать их через библиотеку и для себя лично, и для детей. Некоторое время даже бесплатно работать с ними. А у вас в Якутске есть уже очень продвинутые учителя, в частности, школа №3. Они работают по программе начальной школы «Планета знаний», и уже несколько лет используют в своей работе электронную форму учебника. Это расширяет возможности урока, вызывает у детей заинтересованность в образовательном процессе.

— Надежда Анатольевна, Вы ведь не впервые встречаетесь с якутскими педагогами. Что обычно демонстрируют слушатели на курсах?

— Да, действительно, мне приходилось участвовать здесь и на научных конференциях, и в форумах, и  вот в рамках курсовой подготовки, и я хочу сказать, что учителей вашей республики отличает настойчивость, добросовестность, ответственность и целеустремленность. Они даже приезжали в Москву в базовую школу Веры Алексеевны Илюхиной №2006, смотрели мастер-классы, участвовали в конференции, перенимали опыт. Якутские учителя всегда очень кропотливые, вдумчивые. Они всегда с интересом откликаются на новации, учатся с большим энтузиазмом, позитивно воспринимают опыт – вот это меня очень радует. Они глубокие, творческие, профессиональные.

— Расскажите поподробнее о программах для начальной школы. В институте полагают, что недалек тот день, когда в большинстве школ нашей республики будут работать с учебно-методическими комплектами, созданными именно Корпорацией «Российский учебник».

— Издательская корпорация сегодня для начальной школы разрабатывает три программы. «Начальная школа 21 века» — это   известнейшая программа в стране. Она дает очень хорошие результаты по всем регионам, особенно в части отработки универсальных учебных действий. Эта программа, выстроенная на идеях Эльконина-Давыдова, разрабатывалась и реализуется под руководством члена-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой. Программа сегодня помогает учителю эффективно решать задачи, которые ставит федеральный  стандарт перед начальной школой.

Вторая программа, «Планета знаний», тоже хорошо известна в стране, и ваши учителя с ней знакомы. Программа поддерживает учителя в организации тех форм инновационных работ, которые сегодня требуются стандартом. Очень сильная программа, но вот сегодня  учителя мне рассказывают, что в республике многие работали по данной развивающей программе, а потом почему-то не смогли школы закупить им учебники, и учителя были вынуждены работать по достаточно известной, но давно  устаревшей программе, которой уже более 50 лет. Все-таки дети меняются, технологии меняются, методики,  стандарты поменялись в стране, поэтому очень важно использовать инновационные учебники для решения задач стандарта. Возможно, трудности связаны с финансами. Надеюсь, руководство республики обратит внимание на эту проблему, чтобы предоставить учителям возможность выбирать  какие-то инновационные ресурсы для решения задач стандарта.

И третья программа – это  программа «Ритм». Все эти три программы входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Работать по этим программам учителям нравится, так как они дают очень хорошие результаты. Сегодня в рамках  семинара как раз представители школы №3 г. Якутска рассказывали про свой опыт. Как они работают, каких результатов достигают. У них была конференция по использованию электронной формы учебников в образовательном процессе. И они рассказывали, как интересно детям, как дети мотивированы, как они самостоятельно работают, как отрабатывают какие-то уже навыки по способам действия. Конечно, с такими ресурсами интереснее работать. Многие учителя сегодня в рамках семинара мне рассказали, что еще не хватает компьютерных классов. Для старшеклассников, когда информатика начинается, такие классы есть, а вот для начальной школы таких классов нет. Не у каждого ребенка еще есть ноутбук или компьютер. Это, конечно, трудности, но, мне кажется,  вы очень сильная, очень заинтересованная республика в развитии своих детей. И, возможно, руководство окажет помощь, поддержку школам для того,  чтобы  все-таки такие классы для детей начальной школы появились, потому что хочется, чтобы у нас более активно развивалось образование.

— Надежда Анатольевна, что Вы хотели бы пожелать якутским учителям напоследок?

— Мне хотелось бы пожелать, чтобы учителя смело брались за это дело, потому что дети иногда даже опережают нас в развитии. Они смелые, ничего не боятся. А учителя иногда удерживает чувство консервативности, чувство страха перед новым, непривычным, но на самом деле ему надо смело  осваивать цифровые электронные ресурсы. Это действительно откроет перед ним новые возможности в организации современного образовательного процесса, поддержит интерес детей, и родители будут благодарны, потому что они будут видеть интерес со стороны ребенка. А если ребенку неинтересно в школе, если он с трудом, с надрывом идет каждый день в школу, то и родители не любят эту школу, не любят учителя. А если родители будут на стороне учителя, будут  поддерживать его, то этот учитель будет достигать высоких результатов в развитии ребенка, и страна в целом будет выигрывать в своем развитии.

С ведущим методистом Центра дошкольного и начального образования Корпорации «Российский учебник» Надеждой Анатольевной Гусевой беседовала Антонина Семенова.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий