ТЬЮТОРЫ РЕСПУБЛИКИ ПРОДОЛЖАЮТ РУЛИТЬ…

Индивидуальные  образовательные  маршруты, траектории  и программы обучающихся, актуальные  в современном образовании, требуют  поиска и реализации в педагогической практике новых подходов. Они должны обеспечивать построение учебного процесса  на основе содержания учебной деятельности обучаемого, который как субъект собственного развития нуждается в помощи при осмыслении окружающего мира. Основанием личной образовательной  деятельности  является ее цель, которая указывает на то, чего дошкольник или школьник хочет достичь. При этом тьюторская позиция педагога является основным условием самостоятельного поиска ребенком смыслов.

Педагоги-практики при обсуждении современных педагогических проблем часто отмечают необходимость тьюторской помощи в той или иной деятельности, к сожалению, не всегда правильно понимая суть тьюторских компетенций.  В нашей республике есть немало детских садов и школ, где работают тьюторы. В некоторых из них тьюторы не знают своих должностных обязанностей и просто выполняют функции воспитателей или социальных педагогов. Чем отличается тьютор от классного руководителя или психолога и социального педагога? Какими нормативными документами  регламентируется тьюторская деятельность в школе? Какую документацию он должен вести? Эти и многие другие  вопросы волнуют  каждого  педагога.

  На сегодня в тьюторской деятельности можно руководствоваться единым квалификационным справочником должностей, где перечислены компетенции  тьютора, а также — профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным Приказом № 10 н МТиСЗ РФ от 10 января 2017 года. В нем прописаны следующие тьюторские трудовые функции: сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, организация образовательной среды и организационно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 Многие педагоги понимают, что в современном мире тьюторские компетенции особо актуальны, и потому обучаются на курсах повышения квалификации или на курсах профессиональной переподготовки. В нашем Институте развития образования и повышения квалификации  успешно защитилась  вторая группа тьюторов по программе профессиональной переподготовки «Тьютор в системе образования». Как и в первом наборе, в числе слушателей заместители директоров, учителя-предметники, воспитатели, психологи и просто родители. Некоторые из них уже работают тьюторами ,которых  администрация школы  направила  на учебу. Остальные педагоги обучились по собственной инициативе, желая освоить тьюторские компетенции. Из 13 выпускников двое – это  мамы, которые пожелали овладеть «тьюторским мастерством», чтобы   воспитать своих детей.

 Аттестационные работы слушателей были посвящены решению  актуальных для  образовательной среды  проблем дошкольного и школьного образования.

Марфа Юдовна Иванова – учитель русского языка и литературы Бологурской СОШ Амгинского района, человек с большим педагогическим опытом, как говорят «мастер своего дела». Она  обучалась не просто так, самое главное- освоила  способы тьюторской деятельности для сопровождения своих учеников. Марфа Юдовна приехала на третью итоговую сессию  несмотря на то, что у нее был выпускной класс и экзамены. Ее тьюторский проект называется «Тьюторская модель организации сетевого лингвистического турнира «Славим тебя, русский язык» для учащихся 5-8 классов». Проект направлен на совершенствование проводимого в районе  лингвистического турнира. Как организовать его, чтобы каждый участник был мотивирован, имел возможность выбирать содержание, формы организации? Какие создать условия, чтобы у всех участников был свой образовательный маршрут? Как учителям скооперироваться  для его проведения? Как  трансформировать  обычный  интеллектуальный  конкурсв  настоящее образовательное событие для школьников – основная цель данного проекта.

Дияна  Максимовна Винокурова – молодой педагог, учитель биологии и химии Алеко-Кюельской СОШ Среднеколымского района. Она  защитила аттестационную  работу дистанционно по скайпу. Ее тьюторский проект посвящен организации школьного  бизнес-инкубатора. Создать условия для реализации индивидуальных бизнес-проектов школьников  агропрофилированной школы – идея смелая, но вполне реальная.

Выпускная работа Марии Егоровны Поповой также посвящена  ее трудовой деятельности. Мария Егоровна  -делопроизводитель управления образования Сунтарского района. Она защитила  аттестационную  работу «Сайт «Paperwor-Suntar» как средство совершенствования культуры делопроизводства в образовательных организациях Сунтарского района. Мария Егоровна курирует делопроизводителей всех образовательных организаций района. На основе составленного ею сайта делопроизводители будут сообща планировать и сопровождать обучающие семинары, практикумы и образовательные события.

Полина Петровна Попова, тьютор детского сада «Туллукчаана» Таттинского района. В этом детском саду реализуется проект «Тропинки радости» для детей, так называемой, компенсирующей группы, которые обучаются на дому. В этой группе – дети разного возраста с индивидуальными проблемами. Выпускная работа Полины Петровны «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в компенсирующей группе МБДОУ ЦРР «Туллукчаана. Из множества предлагаемых тьютором ресурсов, дети и родители выбирают  интересующие их образовательные темы. Способы социализации тоже могут быть самые разные от обычного общения до участия в играх и конкурсах. Это может происходить на занятиях в общей группе, в условиях экскурсий и общих праздников, в общении со взрослыми и сверстниками в быту. Особые методические секреты проведения занятий с участием таких детей, предлагаемые Полиной Петровной, могут быть полезны для всех педагогов-дошкольников.

Практическую значимость имеют все тьюторские проекты, разработанные  слушателями. У педагогов республики была возможность  ознакомиться с этими проектами во время XI Международного Летнего Института, проходившего 25-29 июня.

  Во время  XI Международного Летнего Института  были организованы  курсы повышения квалификации, в том числе и, впервые проводимые нами, по тьюторству. Эти курсы назывались «Тьютор – педагог современной цифровой школы». Обучаться на  курсах  приехали 18 педагогов из разных улусов республики. Данные курсы повышения квалификации были направлены на  формирование  знаний о тьюторской деятельности, на ознакомление с опытом тьюторства в образовании в РС (Я).Программа  курсов состояла из следующих модулей: теория индивидуализации и тьюторства, пути реализации инклюзивного образования, способы использования цифровой образовательной среды. В практической части курсов проведены экскурсии, мастер-классы и занятия учителей-предметников и педагогов (в том числе тьюторов) дошкольного, общего и дополнительного образования республики, тьюториалы.

Слушатели курсов повышения квалификации и курсов профессиональной переподготовки приняли участие в работе  научно-практической конференции «Педагог открытой школы: опыт и перспективы индивидуализации и тьюторства в РС(Я)», которая прошла 27 июня в рамках Международного Летнего Института. Цель научно-практической конференции : обобщение научно-теоретического и практического опыта индивидуализации и тьюторства в республике в общем и дополнительном образовании; изучение способов  построения индивидуальной образовательной траектории педагогов в открытой образовательной среде; выявление перспектив совершенствования профессионального мастерства педагогов  в области индивидуализации и тьюторства.

В конференции приняли участие всего 87 педагогов. В планировании и организации конференции участвовали выпускники первой группы тьюторов профессиональной переподготовки. Программа конференции  была составлена таким образом, чтобы участники конференции могли иметь возможность выстроить свой маршрут изучения опыта индивидуализации и тьюторства в республике.

В первой половине конференции участникам  были предложены 18 мастер-классов, из которых каждый мог посетить четыре мастер-класса. Первые четыре мастер-класса, которые проходили  параллельно, подготовлены выпускниками второй группы профессиональной переподготовки и стали итоговой         зачетной работой перед защитой выпускных работ. Эти мастер-классы нацелены на формирование у участников конференции  понимания   тьюторской деятельности и на ознакомление со способами работы тьютора в разных сферах образования:

  • Тьютор в семейном воспитании: личностно-ресурсное картирование;
  • Организация внеурочных занятий для детей с ОВЗ: составление технологической карты;
  • Тьюторское сопровождение учебной деятельности слабоуспевающего ученика;
  • Тьютор в дошкольном образовании: организация открытой образовательной  среды.

 Затем демонстрировались  мастер-классы, в которых практически был реализован   опыт формирования индивидуальных образовательных маршрутов. Среди них занятия участников, гостей Международного Летнего Института. Эти мастер-классы представляли российский опыт индивидуализации в школьном образовании:

  • Организация учебного процесса с использованием интерактивной образовательной платформы Учи.ру (Жижко А.А., региональный специалист Учи.ру);
  • Создание электронных образовательных ресурсов в процессе организации проектной деятельности. (Эртель  А.Б.,  к.п.н., доцент кафедры общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК И ППРО, региональный эксперт АО: Издательство «Просвещение»);
  • Цифровая образовательная платформа LECTA: планирование и организация образовательного процесса (Акопов Р.Э., исполнительный директор LECTA, Корпорация «Российский учебник»).

Выпускники первой группы профессиональной переподготовки подготовили четыре мастер-класса из  опыта индивидуализации и тьюторства в республике. Можно констатировать , что этот опыт апробирован и проверен временем (хоть и небольшим, с 2016 г.) после защиты аттестационных работ:

  • Технологии тьюторского сопровождения в профессиональном самоопределении старшеклассников (Куличкина В.Д., тьютор Намской улусной гимназии Намского района);
  • Школьное образовательное событие как способ формирования тьюторской позиции педагога (Пермякова Л.Д., заместитель директора по НИР, Собакина О.К., учитель математики, Ким Н.Д., учитель английского языка МБОУ ЧСОШ  им. С.А. Новгородова Чурапчинского района);
  • Сотрудничество семьи и школы в воспитании учащихся. (Ноговицына Н.Н., зам директора по УВР СОШ № 35 г. Якутска; Кулибаба Е.А., классный руководитель 7 класса СОШ № 35 г. Якутска);
  • Тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста в детском саду (Охлопкова С.Ф., ст. воспитатель детского сада «Светлячок» г. Якутска).

Из остальных мастер-классов можно отметить занятие Подвигина Л.В., учителя географии, заместителя директора по НМП Физико-технического лицея (г. Якутск), который известен в республике как учитель – энтузиаст, опытный предметник и просто интересная личность. Его ученики – многократные победители и призеры олимпиад разного уровня. Леонид Владимирович показал, как использует информационные технологии в системе подготовки к олимпиадам и конкурсам.

Особый интерес у участников конференции вызвало занятие педагогов Таттинского Лицея Малышевой Е.В. (учителя химии) и Неустроевой Г.Е. (учителя биологии). Мастер-класс называется «Globallab – открытая  образовательная среда для школьников и педагогов». Данная платформа дает очень хорошие возможности для проведения самых разных образовательных проектов и исследований, причем по любому предмету или направлению исследовательской деятельности. Это настоящая открытая среда для творческих замыслов. Школьники могут использовать для исследования своей проблемы экспериментальные материалы школьников других регионов или стран. Например, можно сравнить морфологические признаки подорожника большого, произрастающего у нас в республике и в Московской области или на Кавказе. Мы ранее знакомили с этой платформой педагогов республики, но к сожалению  пока практики использования этой среды нет. Очень здорово, что молодые педагоги Таттинского лицея показали свой первый опыт работы с этой платформой.

Вторая часть конференции состояла из следующих  трех секций:

  • Индивидуализация и тьюторство в семейном и инклюзивном образовании;
  • Индивидуализация и тьюторство в общем и дополнительном образовании;
  • Индивидуализация и тьюторство в дошкольном образовании.

В секциях прослушали и обсудили опыт индивидуализации и тьюторства в республике.  По результатам выступлений в каждой секции выявлены по три победителя.

Секция «Индивидуализация и тьюторство в семейном и инклюзивном образовании:

  1. Федорова О.Ф., воспитатель ЦРР «Мичээр» с. Павловск Мегино-Кангаласского района. Индивидуальное образование в пространстве сказки.
  2. Собакина А.Н., тьютор ЦРР «Улыбка» Чурапчинского района. Модель тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста в цифровом образовательном пространстве.
  3. Егорова Н.Р., Виспитатель ЦРР «Мичээр» с. Павловск Мегино-Кангаласского района. Коррекционная программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Секция «Индивидуализация и тьюторство в общем и дополнительном образовании»:

  1. Иванова М.Ю., учитель русского языка и литературы Бологурской СОШ Амгинского района. Тьюторская модель организации сетевого лингвистического турнира «Славься, русский язык».
  2. Захарова А.И., учитель начальных классов Хара-Алданской СОШ Таттинского района. Индивидуализация образовательного процесса как определяющий фактор самореализации личности в условиях сельской малокомплектной школы.
  3. Захарова Л.В., учитель математики; Сысолятина А.К., учитель русского языка и литературы Соттинской СОШ Усть-Алданского района. Образовательное событие как эффективная практика индивидуализации образовательного события в сельской школе.

Секция «Индивидуализация и тьюторство

 в дошкольном образовании»:

  1. Вертецкая Л.В., учитель-логопед и родитель СОШ 31 г. Якутска. Проект социокультурного развития «Мы вместе»
  2. Эверстова В.И., родитель. Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности детей с ОВЗ подросткового возраста.
  3. Прокопьева С.И., воспитатель детского сада «Журавлик» г. Якутска. Тьюторское сопровождение детей в логопедической группе.

В заключительной части конференции  лучшие работы награждены Почетными грамотами  и рекомендованы к публикации в журнале «Народное образование Якутии». Подведены итоги по секциям и внесены предложения по развитию практики индивидуализации и тьюторства в образовании республики. Из них можно отметить следующие предложения для педагогов:

  • проведение обучающих семинаров и курсов для родителей;
  • организация образовательных событий с совместным участием детей, родителей и педагогов;
  • использование интерактивных образовательных платформ в создании индивидуальных образовательных маршрутов;
  • обучение педагогов способам сопровождения детей с ОВЗ;
  • издание сборников о практике индивидуализации и тьюторства в республике;
  • организация семинаров по распространению опыта индивидуализации и тьюторства в школах республики;
  • сопровождение планируемых образовательных событий через республиканский  тьюторский портал  ykttutor.com.

 Этот портал уже действует. И даже придумана  эмблема тьюторов республики – это  якутская лошадь и рядом с нею жеребенок. Почему лошадь? Очень просто –  рядом с жеребенком  всегда мама, которая сопровождает его в экстремальных условиях нашего Севера.

Следующая встреча тьюторов республики предстоит в сентябре или в октябре в селе Чурапча, где  состоится  практико-ориентированный семинар в Чурапчинской СОШ им. С.А. Новгородова. Это уже совсем скоро. Думаем, что гостей на семинаре будет достаточно много.

Анна Матаннанова,

заведующая кафедрой естественно-научного образования

Отзывы слушателей курсов повышения квалификации

 «Тьютор – педагог современной цифровой школы»

 

…Особенно интересны  по содержанию лекции Николая Иннокентьевича Бугаева. В первой лекции, как в зеркале, отражены проблемы современной школы.

Настоящий мастер-класс мастерского сопровождения детей в иной образовательной среде (интеллектуальной, благородной…) преподали в библиотеке 03 Александра Николаевна Бояркина и Мария Станиславовна Алексеева. Работа по тексту с младшими школьниками воплотилась в театр книги. Дети стали артистами. Дети и взрослые, включая родителей – все на одной волне, понимают друг друга с полуслова. В результате  все это вылилось в радостное общение, непринужденную игру, для детей в желание продолжить дальше (фраза девочки «А давайте сейчас сыграем!).

 Учитель физики СОШ 35  Галина Давыдовна Николаева мастерски преподает занимательную физику. Мы увидели, каким образом уроки физики продолжаются на внеурочных занятиях, развивающих теоретические и практические умения школьников. Не сомневаемся, что качество преподавания физики в этой школе значительно повышается благодаря  внеурочным занятиям.

  В Якутской городской национальной гимназии посетили три уникальных урока, отвечающие требованиям дидактики и ФГОС. Молодые коллеги из Майинской СОШ им.Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса  приятно удивили высоким интеллектом, богатой речью и мастерством ведения своих уроков. Наталья Гаврильевна Пахомова провела для коллег интересный урок якутской литературы по произведению А. Кулаковского «Кырасыабай кыыс. Павел Николаевич Гоголев провел урок истории в 11 классе «Собирая мысли по крупицам…»

По результатам рефлексии после курсов для меня  определились  следующие выводы:

  1. Можно обобщить опыт работы классного руководителя по теме «Тьюторское сопровождение в классном коллективе».
  2. Практически сложился план тьюторского сопровождения профессионального самоопределения моих старшеклассников (на 2 года).
  3. Обогатила свою образовательную среду, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Григорьева Наталья Семеновна.,

 учитель русского языка и литературы

 2 Мальжагарской СОШ Хангаласског района

 

Курсы отличаются своей новизной, формой организации и содержанием. На конференции посетили практически полезные для любого педагога мастер-классы. Мне понравились занятия цифровых образовательных платформ  LECTA и Учи ру. Открыла  для себя образовательную платформу Globallab, которая дает хорошую возможность для индивидуальных образовательных проектов учителей и их учеников.

… Мы, курсанты, получили огромное удовольствие от необычной постановки сказки Ш. Перо. Учитель начальных классов  и детский библиотекарь работают в сотрудничестве, дарят детям и их родителям яркие впечатления. Дети без стеснения с удовольствием участвовали в постановке. Они с родителями пребывали в полном восторге от обстановки, которая царила во время занятия.

Сидорова  Лена Степановна,

 педагог-библиотекарь, учитель литературы

  2 Мальжагарской СОШ  Хангаласского района

Курс для тьюторов продуман тщательно. Применялись разные формы организации занятий. Понравилась замечательная атмосфера общения на занятиях.

Получила интересный и доступный методический материал по тьюторской деятельности. Слушатели курсов профессиональной переподготовки «Тьютор в системе образования», которые уже выходили на защиту, дали ответы на многие актуальные для меня вопросы.

 Бесценным стало знакомство с опытом  работы тьюторов из других районов.

Нестерова Татьяна Юрьевна,

 воспитатель детского сада №70  «Кэрэчээнэ» г. Якутска

 

На курсах я получила очень много полезной информации теоретической и практической, которые мне пригодятся в тьюторской деятельности. Бесценным приобретением на этих курсах  стало общение  со своими коллегами из других школ, преподавателями ИРОиПК, со специалистами из разных образовательных организаций.

Прокопьева Светлана Иосифовна,

воспитатель  детского сада №14 «Журавлик»

 

Получила конкретные знания, как должен работать тьютор в детском саду. Поняли, какие функции выполняет тьютор, как он должен сотрудничать с другими педагогами.

 Теперь я конкретно представляю суть работы  тьютора, какую  документацию он должен вести.

Курсы очень насыщенные и интересные.

Герасимова Людмила Дмитриевна,

заведующая детского сада №102»Подснежник»

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий