Стратегическая сессия “Цифровая школа: сетевая интеграция”

08-09 октября в Институте развития образования и повышения квалификации прошла стретагическая сессия “Цифровая школа: сетевая интеграция”, на которой приняли участие ведущие ученые, лидеры организаций республики и центральных регионов России по реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”. На сессии приняли участие начальники управлений образований, директора образовательных организаций, учителя информатики, педагоги ОО и ДОО. Всего участвовало 425 человек, из них очно – 284, дистанционно – 141.
Первый день стратегической сессии начался в необычном формате – формате открытого диалога, в котором приняли участие гости из российских организаций интерактивных образовательных программ и платформ “Умика” (Бацулин Константин, учитель информатики и ИКТ, тьютор образовательных
программ «Intel» в России, образцовый учитель SMART, Googl Teacher) и “Учи.ру” (Кальская Кристина, сотрудник интерактивной образовательной платформы «Учи.ру»). Вначале слушателям были представлены ролики о цифровых системах. Затем гости рассказали о ее особенностях и возможностях, об опыте использования в образовании школьниками и педагогами, отвечали на вопросы наших педагогов. Продолжением открытого стали последующие практические занятия, которые участники сессии смогли посетить в эти два дня. Стратегическую сессию официально открыла директор Института развития образования и повышения квалификации Алексеева Галина Ивановна. Она обозначила основные векторы развития ИРОиПК и цифровую трансформацию его образовательной среды. Институт представлен как как региональная образовательная платформа “Новые возможности”, создается личный кабинет для каждого педагога республики, становится доступным ведение точных электронных баз данных учителя, появляется система автоматизированного документооборота, создаются сетевые сообщества педагогов, региональные автоматизированные сети звеньев системы образования, методические копилки электронных ресурсов лучших учителей региона, применяются современные образовательные технологии, автоматизируется система сопровождения процессов аттестации педагогических работников, создается инфраструктура регионального сетевого Центар по раннему развитию детей. Таким образом, цифровизация среды системного дополнительного профессионального образования позволяет реально осуществить персональное повышение квалификации педагогов республики по их потребностям.
После выступления Галины Ивановны эстафету приняла начальник учебной части Ушницкая Сардаана Егоровна с выступлением о модели нового образования, которая опирается на возможности развития инновационной экономики, подробно представила модульные индивидуальные образовательные траектории педагогов и цифровую модель повышения квалификации педагогов, презентовала образовательную платформу iro.lk14.ru, на которой планируется вести дистанционную образовательную деятельность Института.
В рамках двухдневных мероприятий непрерывно работали несколько выставочных площадок по теме “Технологические тренды в образовании”. Общеобразовательные организации со всех уголков республики (Физико-технический лицей им.В.П. Ларионова, Игидейская СОШ Таттинского улуса, Мюрюнская СОШ №1 Усть-Алданского улуса, ЦДЮТТ с.Техтюр Мегино-Кангаласского улуса, СОШ №33 г.Якутска, Сунтарский политехнический лицей, Таттинский лицей им.А.Е.Мординова, Покровкая СОШ №4 Хангаласского улуса, Амгинская СОШ №1Амгинского улуса, Школьный технопарк Октемского НОЦ) на зоне мастер – классов представили свои “ноу-хау” проекты по робототехнике, передовым IT-технологиям, детскому технопарку, инженерному дизайну. Работали зоны мастер-классов и демо-зоны, доступных каждому желающему.
Очень интересную программу можно было увидеть на презентационных площадках “Повышение квалификации: новые форматы”. Занятие на презентационной площадке Матаннановой Анны Николаевны «Лаборатория педагогического мастерства для учителей химии: вычисления по уравнениям химических реакций” было посвящено ознакомлению участников сессии с новыми подходами к организации курсов повышения квалификации в системе «1С: Образование 5» на примере учителей химии, работающих в отдаленных школах. Кроме этого опыта на площадке был представлен и другой формат проведения этих же курсов – в офлайн-режиме с помощью электронного пособия, содержащего видеолекции. На площадке Саввиновой Алёны Михайловны “Региональная автоматизированная сеть школьных информационно-библиотечных центров” был представлен одноименный проект ИРОиПК, который определяет основные тенденции повышения доступности электронно-библиотечных систем и дальнейшее развитие библиотечно-информационных технологий, тесно связанное с корпоративным взаимодействием библиотек, объединением различных информационных ресурсов. На площадке “Автоматизированная технология сопровождения процессов аттестации учителей” Яковлева Елизавета Николаевна озвучила технологии, предназначеные для использования при проведении аттестации учителей общеобразовательных организаций РС(Я). Была проведена апробация программы, где оценивались результаты профессиональной деятельности на основе анализа уровня развития профессиональных компетентностей как основы сформированности устойчивых компетенций и практические результаты работы, представляемых в аттестационную комиссию документах и материалах. В актовом зале ИРОиПК была проведена онлайн-экспертиза образовательных проектов. Образовательные проекты в онлайн формате представили авторы проекта Таттинского лицея имени А.Е. Мординова Таттинского улуса на тему «Сетевое взаимодействие профессиональных сообществ как инструмент методической поддержки молодых учителей в условиях реализации ФГОС». Эксперты выступили Бугаев Николай Иннокентьевич, I зам. директора ИРОиПК, Охотина Клара Михайловна, зав.кафедрой ИРОиПК, и Уйгуров Михаил Васильевич, директор СОШ №12 г. Якутска. Модератором группы Таттинского лицея работала Попова Я.И., зам. директора по НМР, Намской СОШ №1 — Ноговицына Альбина Дмитриевна, зам. директора по НМР. Онлайн — экспертиза началась с представления участников. Целью онлайн – экспертизы обозначена оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее потенциал реализации, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию. При этом поставлены следующие задачи: 1. Определение возможных направлений движений данной инициативы, форм ее существования и воздействия на региональную ситуацию; 2. Выращивание опыта до уровня транслируемости, дооформления. Итогом онлайн – экспертизы проекта стало следующее заключение:
1. Совершенствовать механизмы реализации проекта
2. Обобщить наработанный опыт работы с молодыми учителями
3. Присвоить Таттинскому лицею имени А.Е. Мординова статус базовой школы ИРОиПК в реализации инновационных проектов по совершенствованию методической службы в Республике Саха (Якутия).
Педагоги с большим интересом посетили площадки «Платформа IspringSuite: дистанционные модули для учителей иностранного языка», «В тренде: цифровые уроки», «Онлайн школа: лингвистические задачи», «Применение технологий для глобального сотрудничества», «Создание электронной книги: дополненная реальность», «КМЦ: использование технологий социальных сетей».
Новым форматом работы стала двухдневная работа интерактивных клубов “Цифровая школа”, “Цифровой учитель”, “Цифровой ученик”.
Интерактивный клуб “Цифровая школа” проводился в рамках реализации федерального проекта и придерживались основной цели – создания к 2024 году в ОО всех уровней современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В интерактивном клубе «Цифровой учитель» прошла демонстрация реализации программного обеспечения 4 педагогов, заявивших свой продукт посетителям клуба. Посетили клуб около 40 человек. Самыми востребованными в ближайшем будущем станут профессии, связанные с 3D-технологиями. В связи с этим авторы проекта Иванова Аксиния Алексеевна, Терехова Евдокия Ильинична – учителя физики, МБОУ «Кобяйская СОШ им. Е.Е. Эверстова» Кобяйского улуса запустили проект, который отличается от других таких проектов значительной широтой и максимальным использованием межпредметных связей информатики, математики, физики, биологии, и других наук. Он направлен на профессиональное самоопределение школьников в области робототехники, 3D- моделирования и 3D-проектирования. Лопатин Виктор Васильевич, директор Игидейской СОШ им.Э.К.Пекарского Таттинского улуса, выступил по теме: «Внеурочные часы «интернет вещей». Это мониторинг и управление предметом через интернет. Школьники, учителя, вообще любой человек может программировать, затем использовать это в своей жизни, например, как сейчас существует «умный дом», можно на расстоянии управлять над созданной программой. Для этого школьники в этой школе работают над изучением компетенций JuniorSkills и WorldSkills. Основой внедрения является практическая возможность школьникам попробовать себя в разных профессиях и сферах. Мачахова Галина Иннокентьевна, учитель физики МОБУ СОШ №33 им. Л.А. Колосовой (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО «Город Якутск» выступила по теме «Данные дистанционного зондирования как основа ученических проектов» (научные руководители: Кучейко А.А., ктн, генеральный директор РИСКСАТ, член Правления МАКД Мороз Ольга Юрьевна, заместитель генерального директора ООО РИСКСАТ). Это совместный образовательный проект- каникулярная космическая школа «Арктика и Космос» Управления образования Окружной администрации города Якутска и компании «РИСКСАТ» с участием МОБУ СОШ №33, НПСОШ №2, ЦТТ. В рамках данной школы дети создают и работают по образовательным проектам с применением геоинформационных и космических технологий т.е. дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) — наблюдение поверхности Земли наземными, авиационными и космическими средствами, оснащѐнными различными видами съемочной аппаратуры. Каженкин Рустам Николаевич, учитель родного языка и литературы МОБУ ЯГНГ-Айыы Кыһата г. Якутска раскрыл содержание Республиканского общественного сайта-проекта www.sakhatyla.com для учителей родного языка. Сайт-проект www.sakhatyla.com создан для того, чтобы среди специалистов (педагогов) национальных образовательных организаций стало больше уверенных пользователей электронных ресурсов, способных не только умело пользоваться уже имеющимися ресурсами, но и умеющих самим создавать подобные ресурсы. На второй день в интерактивном клубе выступили 5 человек. Вызвал интерес онлайн- занятие по роботехнике Заболоцкой Валентины Николаевны, воспитателя д/с№2 «Василек» ГО Жатай и Иванова Германа Владимировича, педагога ПДО, МБДОУ д/с №3 с. Сунтар. Дети работали над созданием модели ворот для футбольного поля, футбольных мячей с помощью конструктора Lego WeDo (перворобот) и учились запрограммировать его на выполнение действия при помощи программы Lego Education WeDo. Романов Юрий Николаевич, учитель информатики ФТЛ им. В.П.Ларионов рассказал о программировании «интернет-вещей». Развивая мысль о том, что как надо программировать «умные вещи», он научил участников клуба создавать приложение к телефону и работать с ним. Математики НПСОШ №2 г. Якутска Петрова Светлана Алексеевна, Заболоцкая Маргарита Яковлевна выступая по теме: «Использование интерактивных образовательных возможностей платформы учи.ру» раскрыли свой опыт использования платформы, которая помогает любому учителю повышать интерес к предмету, систематизации, обобщению материала, а также дает большие возможности в работе с одаренными детьми. Пинигина Марианна Леонидовна, учитель русского языка и литературы Майинской СОШ им. Ф.Г.Охлопкова с УИОП Мегино-Кангаласского улуса ознакомила участников клуба с электронным сопровождением метапредметных уровневых заданий, разработанных для учащихся по русскому языку и литературе. Николаева Матрена Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР «Мичээр» с. Павловска Мегино-Кангаласского улуса в выступлении «Создание анимации с детьми дошкольного возраста по мотивам якутских сказок» ознакомила с технологией создания анимации. В интерактивном клубе “Цифровой ученик” учащиеся образовательных организаций представили свои реализаованные IT-проекты. Очень отрадно, что школьники понимают требование времени и шагают наравне с развитием технологий.
Выступления в интерактивных клубах подтвердили, что в общеобразовательных учреждениях идет реализация всех направлений цифровизации, педагоги и учащиеся активно внедряют и используют цифровые ресурсы в учебном процессе.
В первый день сессии состоялась панельная дискуссия «IT-пространство регионального образования: новые векторы» с участием Министра образования и науки РС (Я) Егорова Владимира Анатольевича, директора ИРОиПК Алексеевой Галины Ивановны, начальников управлений образований и руководителей ОО. Модератором выступил первый заместитель директора Института Бугаев Николай Иннокентьевич. В ходе дискуссии ставились острые вопросы развития IT-сферы в регионе с необходимостью учета всех сторон.
В ходе форсайт-сессии «Открытая цифровая школа» (8-9 октября с.г.) произошло разделение ее участников на три группы, каждая из которых должна была разработать свой проект дорожной карты преобразования школы в цифровую («Карта будущего») и набор критериев для сегодняшних действий. В ходе работы был определен формат сетевого взаимодействия в формировании и реализации стратегии развития открытой цифровой школы Республики Саха (Якутия), также определены «Точки роста» (конкурентные направления) и обозначены направления развития. Модераторами групп были Уйгуров Михаил Васильевич, директор МОБУ СОШ №12 г.Якутск, Ершова Нина Васильевна, зав.каф. управления, и Федотова Наталья Валерьевна, преподаватель каф.физико-математического образования, Андросова Любовь Николаевна, зав.каф.русского и якутского языков. В группе Уйгурова М.В. приняло участие 134 человек. В процессе работы форсайт-сессии, оказалось, что у каждого участника сессии имеется свой кусочек видения будущего, некий свой пиксель, исходя из этого, из маленьких картинок была выложена общая линия горизонта – проектное пространство развития ОТКРЫТОЙ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ в Республике Саха (Якутия). По итогам первого дня в обсуждении карты будущего принимали активное участие: Дмитриева Н.И., зам. директора МБОУ СПЛ, Балаганчикова Т.А., зам. директора по УМР НБ СОШ №1, Артемьев Н.П., гл. специалист Чурапчинского УУО, Шамаева Л.П., директор «Айыы Кыьата», Иванова Н.К., методист ЯПК и др. В форсайте совместная работа участников велась не с текстами, а с общими образами и схемами. Они не просто по отдельности оценивали вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а совместно проектировали свою текущую и будущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды, увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Результатом форсайт-сессии по методу RF стала «Карта будущего» — визуальное пространство, позволяющее увидеть как целое всю предметную сферу, образ ее будущего, а также различные способы и пути достижения тех или иных желательных и нежелательных состояний, и факторы, влияющие на вероятность воплощения того или иного варианта развития событий. Согласно «Карте будущего» трендами (красные карточки) до 2030 года обозначены: дистанционные технологии, цифровая образовательная среда, мобильное образование, поликультурное пространство, школа без границ, применение облачных технологий, сетевое образование, виртуальная школа в платформе, школьная цифровая инфраструктура как инструмент развития личности, семантический анализ информационного поля системы образования посредством искусственного интеллекта, передвижные лаборатории, множество и разнообразие участников образовательного процесса и др. Трендом к 2030 году может быть сам человек как высшая ценность, как субъект собственной жизнедеятельности.
В группе Ершовой Н.В. и Федотовой Н.В. приняло участие 17 человек — представителей 8 муниципальных образований. Участники разбились на две команды. После определения понятийного аппарата участники в двух подгруппах приступили к первому этапу: определению трендов развития образования. Сложность работы заключалась в выборе трендов как таковых, а также в определении их динамики. После выполнения первого задания подгруппы приступили к предварительной защите, которую осуществили заместитель директора СОШ № 9 Заздравных Диана Николаевна и педагог РС(К)ШИ Дьячковская Мария Алексеевна, которые отметили, что в определении трендов они ориентировались в основном на национальный проект «Образование», что обусловило единый подход в определении трендов: цифровизация образования, формирование и развитие новых компетентностей учителей и др. На следующий день команды в прежних составах работали по размещению на линейках трендов технологий, форматов, событий, нормативных актов, пытались определить угрозы и возможности новаций. Продукты работы в подгруппах защищали заместитель директора СОШ № 9 Заздравных Диана Николаевна и заместитель директора Покровской СОШ № 2 Устинова Туйаара Васильевна. Обсуждение проектов в группе проходило в динамичном режиме, затем участники форсайт-сессии подготовили единый проект для защиты на вечернем пленуме, в результате представления которого выявилась необходимость в дальнейшем развитии проекта, уточнении его компонентов для возможности выявления критериев развития образовательной организации, преобразования его в открытую цифровую школу.
Так, по итогам форсайт – сессии созданы творческие группы для дальнейшей работы с картами будущего, разработки дорожной карты и проектирования показателей и критериев республиканского конкурса цифровых школ.
9 октября 2018 года в Якутске в рамках стратегической сессии «Цифровая школа: сетевая интеграция» состоялась лекция по теме «Электронные формы учебников как неотъемлемая часть информационно-образовательной среды». Перед учителями республики выступил Андреев Владислав Егорович, директор Ассоциации образовательных учреждений, педагогов и организаций, применяющих информационные технологии в образовательном процессе АЗБУКА 2.0. Владислав Егорович отметил, что на Дальнем Востоке и в Сибири школам выдано 272 042 учебников. Школ участвующих в апробации 192. В этом списке якутские школы пока не представлены. Но благодаря участию в данном мероприятии руководители и педагоги ОО получили возможность заключения соглашения на апробацию в ОО представляемых компанией ЭФУ.
Айталина Латышева, веб-дизайнера компании «Майтона» выступила на тему: «Press Start в веб-дизайне». Ее лекция получила большой интерес среди педагогов, присутствовало свыше 30 человек. Спикер рассказала об истории веб-дизайна с точки зрения возможностей. Также были рассмотрены такие общие процессы, как: идея и структура (разработка стратегий и поиск креативных концепций), исследование (анализ конкурентов и трендов, исследование стилей), прототип (проработка пользовательских сценариев), контент (поиск и аккумулирование информации), дизайн (проработка деталей, создание визуала), реализация (выбор инструментария и контроль), запуск (тестирование и запуск проекта).
Заключительным мероприятием стала битва молодых учителей в формате стендапа “IT Slam”. Участвовало 5 молодых учителей: Евдокия Евсеева, учитель СОШ №26 г.Якутска (тема выступления «Сайт «Yakutia Guidebook» (путеводитель по Якутии)), Алена Степанова, учитель СОШ №7 г.Якутска (тема выступления «Интерактивная презентация «Моя Якутия» »), Рустам Каженкин учитель ЯГНГ «Айыы кыhата» («Республиканский сайт- проект для учителей родного языка и литературы” (www.sakhatyla.com»)), Инна Дьячковская, учитель Нижнебестяхской СОШ №2 Мегино-Кангаласского (тема выступления «Автоматизация звукового оповещения в образовательном учреждении»), Николай Кычкин, педагог дополнительного образования Октемского НОЦ Хангаласского (тема выступления ««Возможности 3D принтера со смежными предметами»). Каждому слэмеру было выделено 7 минут, чтобы рассказать о своих IT-разработках остроумно, доступно и интересно. Независимыми экспертами были Николаев Петр Николаевич, председатель ЯРО ООО — Общество «Знание» России, и Стручков Мичил Викторович, сотрудник «Технопарк Якутия». А главными жюри были слушатели. Они определили своими аплодисментами наиболее понравившегося слэмера. У всех участников были очень интересные и перспективные проекты. Победу одержал Каженкин Р.Н.
Два насыщенных мероприятиями дня пролетели как один. В итоге довольными остались все-организаторы, лекторы и слушатели. Все получили позитивный заряд эмоций и вдохновение на дальнейшую плодотворную работу в системе образования.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий