О современном гуманитарном образовании

 

Участие в  высоком форуме – это  значимое событие в профессиональной жизни  любого учителя. Мне посчастливилось быть причастной к решению насущных проблем современного гуманитарного образования в школе. Интересного было много: приветствие ректора В.А.Садовничего  и  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси отца Кирилла,  доклады представителей Высшей школы и  выступления учителей нашей огромной страны, открытые уроки в школах №1520 и №1329 и встреча с современными писателями  и др.

Из города Якутска приняли участие в работе съезда еще четыре учителя: Крылова О.П.(СОШ№5), Холмогорова З.П.(республиканский Лицей), Денисова М.Е. (НПСОШ№2), Софронова Е.С.(«Айыы кыһата). А всего на съезде зарегистрировалось более 880 участников из 73 регионов РФ и Ближнего зарубежья.

Научная программа съезда включала работу 5 круглых столов и 7 секций, на которых был заслушан и обсужден 141 доклад по широкому кругу проблем и преподавателей высшей школы, и учителей общеобразовательных школ.

Не могу не поделиться с коллегами той информацией, которая касается всех учителей  школы. В докладе ректора РГПУ им. А.Герцена Богданова С.И. говорилось  о метапредметной роли русского языка. Русский язык в школе – главный инструмент познания, а литература – основной воспитатель нравственности подрастающих граждан. Эта мысль красной нитью проходила во всех выступлениях на пленарном заседании съезда.

  Вызывает тревогу  то, что безграмотность российского народа перевалила черту допустимого и стала национальным бедствием. К сожалению,  с орфографическими и пунктуационными ошибками наши учителя-предметники, исключая словесников, не работают, пропуская их в самостоятельных, лабораторных и других ученических работах.  Отсюда следует:  по всей вероятности, скоро вернутся  Единые требования советской школы. Является недопустимой и неправильная, неграмотная  речь  учителей-предметников, не преподающих русский язык и литературу.  «Современный учитель должен владеть правильным литературным языком»-, отмечается в выступлении.

          Заместитель президента РАО Басюк В.С., опираясь на майский указ Президента РФ, отметил, что русский язык из рамок учебного предмета перешел в иной, более высокий статус. В сложившейся политической обстановке  русский язык приобретает миссию миротворческого посла в страны Ближнего зарубежья. Уже признано всеми: наши бывшие республики потеряли статус самостоятельных  развитых государств  и отлучились от цивилизованного вхождения в мировую культуру по причине невладения русским языком. Создан первый десант добровольцев-учителей русского языка и литературы в Таджикистан. И мирная экспансия русского языка, а, значит, культуры, станет программой сотрудничества РФ и стран бывшего постсоветского пространства.

Каков профессиональный портрет современного учителя русской словесности? Что происходит  в последнее время с «великим и могучим, свободным и правдивым русским языком»?  Удовлетворяют ли результаты ЕГЭ требованием общероссийской системы  оценки качества образования? Какие учебники нужны современной школе? Вот лишь немногие из тех вопросов, которые звучали в докладах и выступлениях на секциях и круглых столах съезда, и вызвали самые   оживленные дискуссии.

Решения, принятые съездом, еще обрабатываются программным Комитетом. И я рада, что одно из них,  одобренное участниками секции «Профессиональный портрет современного учителя»,   принято по моему предложению.  Сегодня, в большинстве своем, учителя в своей методической работе пользуются доступным и оперативным ресурсом Интернета. Удобно: море информации!  Но малоэффективно: нет источника Знаний! На мой взгляд, только работая с профессиональными научно-методическими  текстами,  учитель может  овладеть дивергентностью мышления как основой профессионализма словесника. Поэтому я выступила с предложением о государственной поддержке наших классических  изданий «Русский язык в школе» и «Литература в школе», которые  и сегодня являются источником профессионального методического роста учителя.

 Второе предложение я передала организаторам съезда после церемонии закрытия по электронной почте. Его тоже передали в программный Комитет, но вот войдет ли оно в Решения съезда, не уверена. Когда-то в 80-е годы этот вопрос поднимался достаточно серьезно, но перестройка помешала его решению. Речь идет о снижении недельной нагрузки учителей-словесников с 18 до 14 часов в неделю с сохранением оклада за ставку. Нет ни одного предметника в общеобразовательной школе, которому приходилось бы читать и перерабатывать столько литературы, сколько приходится учителям русского языка и литературы: художественной, литературоведческой, методической. Особая статья – проверка тетрадей! Только по русскому языку в каждом классе 4 вида тетрадей, в старших классах тетрадь по литературе равна тетради хорошего студента, отсюда и объем проверки!   Та сумма, которая доплачивается за эту титаническую работу, вызывает лишь легкую иронию и насмешку. А за этим  всем стоит время, которое делает работу учителя-словесника круглосуточной —  7 дней в неделю.

Я думаю, мое предложение на этапе подготовки новых стандартов должно вызвать интерес и стать свидетельством зрелости  нашего общества.

 Это лишь небольшая часть тех знаний и открытий,  которыми мне хотелось бы поделиться. И понадобится еще немало времени, чтобы переосмыслить,  понять  и оценить итоги этого Высокого собрания коллег-единомышленников.

 

Ермолаева Т.М., учитель русского языка и литературы,

МОБУ СОШ№33 им.Л.А.Колосовой г.Якутска

Почетный работник образования РФ

Победитель открытого (очного) Фестиваля методических идей , г.Москва, 2016г.

Дипломант 1 степени Национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Лучший учительский опыт по организации учебной деятельности развивающего типа», 2017г.

Представитель научно-методического журнала «Литература в школе» в РС(Я), координатор и организатор   специального регионального номера журнала «Литература в школе» №5, 2018г.

 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий