Химия по новым стандартам: от теории к практике

 

Этот учебный год для учителей химии особенный – начинаем преподавать химию в 8-х классах по федеральным государственным стандартам. Новые подходы и требования в преподавании химии мы  обсуждали на курсах, наблюдали и изучали опыт коллег — других предметников.  Наступил момент, когда всё это необходимо использовать на практике

Изменений будет много, начиная от содержания и часов, до планирования уроков и технологии построения учебного процесса. Главным продуктом учительской деятельности должен стать, конечно, ученик, самостоятельный и инициативный, готовый стать успешным в новом информационном  обществе.

Программа курсов о школьном химическом образовании  в условиях реализации ФГОС ОО, составленная нами, апробирована и многократно корректировалась. Технология организации курсов стала более гибкой, позволяет по ходу прохождения обучения выстраивать разные варианты  образовательного маршрута слушателей.

 

На очередных курсах, которые мы провели в ноябре, больше внимания уделено планированию уроков и методике обучения школьников решению химических задач высокого уровня сложности. Эти вопросы были наиболее актуальны для очередной группы слушателей, среди которых  было мало учителей заречных районов. Для  них в этот период переправы через реку не было. Учителя приехали из Намского, Хангаласского, Вилюйского, Таттинского, Момского, Оймяконского районов и города Якутска. Как и всегда в начале курсов мы провели письменный опрос слушателей с целью выявления профессиональных потребностей и дефицитов учителей.

Общие вопросы о ФГОС, требования к преподаванию химии в школе были раскрыты на лекциях Егоровой К.Е., д.п.н., профессора ИЕН СВФУ. Слушатели активно обсуждали и задавали вопросы, высказывали свое мнение об опыте реализации новых требований в преподавании химии, рассказывали о насущных проблемах.

Основная часть курса состояла из практикумов по формированию и совершенствованию  компетенций учителя химии. На первом практикуме слушатели выполнили три зачетные практические работы:

  1. Составление тематического плана курса химии 8 класса.
  2. Разработка заданий для достижения планируемых результатов по курсу химии 8 класса
  3. Составление технологической карты урока химии в 8 классе.

Все три практические работы требуют умений использовать требования к результатам (прописанные в целевом разделе примерной основной образовательной программы) и примерную программу по химии. Главная трудность заключается в умении соотнести содержание предмета, методы обучения с особенностями класса, образовательной средой и запросами школьников и социума.

Второй практикум был посвящен решению химических задач. Слушатели не просто решали задачи, а обсуждали и делились опытом методики обучения школьников. Как научить школьников решать незнакомые химические задачи? Какие методические приемы и «хитрости» можно использовать для совершенствования этих умений? Среди наших слушателей были опытные учителя, решающие задачи любой сложности, например, Макарова Арианна Иннокеньевна, учитель химии Тулагинской СОШ. Найти свои приемы решения со школьниками химических задач – это большая удача для учителя. Такими приемами и поделилась с коллегами Арианна Иннокентьевна.

Третий практикум провели эксперты республиканской предметной комиссии по химии. На нем рассматривались способы решения задач высокого уровня сложности из КИМов ЕГЭ по химии, типичные ошибки выпускников, подходы к оцениванию экзаменационных работ.

Еще одна не менее актуальная проблема для учителей химии – это проблема выбора УМК. Мы провели семинары по ознакомлению с основными авторами. Практические виды работ по разным УМК будут на следующих курсах.

Заключительная часть курсов, как всегда, самая интересная. Она называется смотр педагогического мастерства. Шесть педагогов  провели для своих коллег мастер-классы по разным темам. Мастер-классы не просто  интересны для учителей, но и дают возможность обобщить и совершенствовать накопленный опыт. По итогам смотра присуждались интересные номинации, которые отражали содержание занятия или профессиональные успехи или качества учителя.

Макарова Арианна Иннокентьевна, учитель химии Тулагинской СОШ, уже не один раз демонстрировала свой опыт на республиканских курсах и семинарах. Ее опыт подготовки школьников всегда вызывает у коллег большой интерес. Не стал исключением и этот мастер-класс. Она показала коллегам свой опыт обобщения химических свойств металлов и неметаллов. Схема, по которой можно отрабатывать умения школьников, явно всем очень понравилась. Арианне Иннокентьевне без спора присуждена номинация «Учитель-практик».

Винокурова Любовь Егоровна, опытный  учитель химии СОШ 32 г. Якутска провела занятие, посвященное организации химического эксперимента.  Любовь Егоровна показала, как планирует практикумы, какие использует задания, как оценивает работы своих учеников. Дидактические материалы, разработанные ею, вызвали у всех слушателей живой интерес. Любовь Егоровне присуждена номинация «Учитель-экспериментатор».

Яковлев Перфилий Ильич, учитель химии школы «Айыы кыьата», поделился опытом составления уравнений реакций из органической химии. Не каждый школьник может легко и быстро составить эти уравнения реакций методом электронного баланса. Есть  очень простой способ быстро определить коэффициенты в громоздких уравнениях реакций. Этот способ и продемонстрировал Перфилий Ильич, который получил номинацию «Знаток ОВР».

Яковлева Иванна Николаевна, учитель химии Вилюйской гимназии, научила коллег приемам быстрых вычислений, производимых при приготовлении растворов.  Умение легко и быстро рассчитать пригодится и в быту, и в решении сложных комбинированных задач в реакциях, происходящих в растворах. Иванне Николаевне коллеги присудили номинацию «Творческий учитель».

Чемезов Эдуард Петрович – молодой учитель химии Харбалахской СОШ Таттинского района. Он занимается организацией проектных и  исследовательских работ школьников во внеурочной деятельности. Эдуард Петрович показал мастер-класс, посвященный организации химических проектов. Коллеги выбрали молодому учителю номинацию «Учитель-исследователь».

Федорова Светлана Владимировна, завуч и учитель химии СОШ № 16 г. Якутска, на мастер-класс пригласила своих коллег из школы. Все вместе провели занятие, посвященное формированию у школьников универсальных учебных действий. Слушатели ознакомились с опытом школы, выполнили практические задания по разработке оценочных средств. Светлане Николаевне присуждена номинация «Химик-методист».

В итоговой анкете слушатели написали свои впечатления, предложения по совершенствованию курсов повышения квалификации. Хотя практическая часть на курсах преобладала, многие слушатели отмечают, что можно добавить побольше практики. Это, наверное, говорит о том, что коллеги готовы и дальше общаться и сотрудничать. Вопросов практического плана у учителей осталось много. Одно дело услышать и увидеть. Совсем по-другому, когда новшества необходимо претворять в жизнь. А потому проблем, требующих общего обсуждения, не меньше.   Приглашаем всех учителей химии на следующие курсы повышения квалификации, которые состоятся в начале 2019 года.

                                                            Анна Матаннанова,

                                                    заведующая кафедрой естественно-научного образования

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий