Курсы для педагогов агропрофированных школ, или лаборатория педагогического мастерства

Состоялись очередные курсы для педагогов агропрофилированных школ, которые прошли во время юбилейных мероприятий. Исполнилось 30 лет Союзу агропрофилированных школ нашей республики.  Как всегда, курсы направлены на совершенствование педагогических компетенций педагогов агрошкол, в первую очередь, мастеров производственного обучения. Они в школах ведут часы растениводства и животноводства, организуют трудовую практику школьников, отвечают за научно-исследовательскую деятельность, планируют и организуют работу школьного хозяйства.

 Мастера производственного обучения по образованию, чаще всего, агрономы, ветеринары или зоотехники, хотя по требованиям они должны быть педагогами.  Проблем у мастеров и учителей, работающих в агропрофировнных школах, много, начиная с выбора содержания, методов обучения до планирования занятий. Написать конспект урока или практического занятия – задача непростая, так как не имеется готовых рекомендованных министерством учебно-методических комплексов, содержащих учебники и методические пособия для педагогов. В примерной  основной образовательной программе основного общего образования прописаны предметные результаты и разделы, которые могут быть в программах. Для творчества педагогов агрошкол возможностей много. С другой стороны, создает  трудности для педагогов.

На наши курсы приехали 24 педагога из разных районов, даже из самых отдаленных, например, из Булунского и Анабарского. Среди слушателей были 2 директора школы, 1 заместитель директора, 8 учителей-предметников и 13 мастеров производственного обучения.

Программа курсов состояла из  четырёх  разделов, по которым слушатели  получили теорию и выполнили практические виды работ. Первый раздел курса посвящен правовым вопросам. Лекции провела Елизавета Гаврильевна Сидорова, заместитель заведующего кафедрой образовательной политики и педагогического проектирования.  Она отмечает, что слушателям нужно работать над формированием правовых компетенций. Например, многие не знают, чем отличаеся учитель от мастера производственного обучения. Особое внимание, советует Елизавета Гаврильевна, нужно уделить экономическим знаниям, потому что в соответсвии с должностными обязанностями мастера должны заниматься и формированием внебюджетных средств бюджетного учреждения, то есть агропрофилированной школы.

Второй раздел включает вопросы по планированию и проведению урока. Слушатели получили ответы на вопросы: что такое урок, как он планируется и создается? Каким нормативными документами необходимо руководствоваться? Каковы требования к совремннному уроку? Слушатели выполнили 2 зачетные практичекие работы:  “Составление календарно-тематичекого плана по курсу растниеводства” и “Составление конспекта урока по растениводству”.

На третий день курсов вся группа выехала на конкурс профессиоанльного мастерства “Лучший по профессии” для мастеров производственного обучения. Он состоялся во 2-Жемконской СОШ Хангаласского района, куда нас любезно пригласили директор школы Дарья Ивановна Скрябина и коллектив. Слушатели смогли увидеть опыт двенадцати педагогов агропрофилированных школ республики.

Трое смельчаков из числа слушателей достойно приняли участие в этом конкурсе и удостолись разных номинаций. Иванова Маргарита Ивановна, учитель биологии и географии Тамалаканской СОШ Верхневилюйского района, показала урок в 9 классе “Культурнай үүнээйилэри олоххо туһаныы” и удостоилсь номинации “Учитель – исследователь”.  Актуальность темы не вызывает сомнений. Маргарита Ивановна показала свои  “методические секреты» по проведению такого урока.

Осипова Жанна Прокопьевна, директор Борогонской СОШ Булунского района, провела урок оленеводства для 10-классников по теме “Таба — хоту дойду маанылаах бэлэҕэ”. Ей присуждена номинация “Хранитель народных традиций”. Хотя оленеводство — это род деятельности только северных районов, а умения и навыки, формируемые на уроке, могут пригодиться старшеклассникам в разных жизненных ситуациях.

Маркова Виктория Васильевна, мастер Петропавловской СОШ Усть –Майского района, получила номинацию “Лучший учитель –практик” и  заняла почетное второе место. Ее урок назывался “Вкусная еда капкейк”, на котором учащиеся не просто готовили вкусный капкейк, но и научились проводить расчеты по определению себестоимости продукта. Виктория Васильевна получила высшие баллы за конспект  и самоанализ  урока.

  В конце  дня был проведен творческий конкурс “Айар тыл абылаҥа” среди всех участников, болельщиков и гостей большого мероприятия. Его абсолютным победителем стал слушатель нашего курса  Попов Иван Ильич, мастер производственного обучения Ожулунской агрошколы Чурапчинского района, победитель конкурса мастеров производственного обучения 2016 года. Его педагогический опыт и мастерство, поэтический талант знают в республике многие. Иван Ильич читал отрывки из “Красного шамана” П.А. Ойунского и стихи собственного сочинения.  Вот одно из них, с очень красивым содержанием и звучанием: 

“Дьүрүһүй, хомуһум, дьүрүһүй,

Уус киһи чочуйан- таптайан,

Уостаах тиис оонньуура оҥорон,

Эргэттэн саҥаҕа кэлэҥҥин.

Хомуһуом, хомоҕой тыастааххын.

Дьүрүһүй, хомуһум, дьүрүһүй,

Сахалыы намылхай ырыанан.

Дьүрүһүй, хомуһум, дьүрүһүй,

Ыччакка тапталгын инэрэ.

Урукку эстибит сахтартан,

Көмүлүөк оһохпут төрдүттэн

Сырдыкка, үрдүккэ тардыста

Өбүгэ норуоппут оонньуура.

Дьүрүһүй, хомуһум, дьүрүһүй,

Сылгыбыт туйаҕын тыаһыныы.

 Дьүрүһүй, хомуһум, дьүрүһүй,

Эйэни, бар дьону айхаллыы.

Билиҥҥи сайдыылаах үйэбит

Билиилээх, үөрэхтээх ыччата

Кэхтибэт куоластаах хомуһу

Кэрэхсиий, тапталгын иҥэрэ.

Дьүрүһүй, хомуһум, дьүрүһүй,

Сааскы кэм салаллар тыаһынан.

Дьүрүһүй, хомуһум, дьүрүһүй,

Үйэттэн үйэҕэ дьүрүһүй!”.

                                 Попов И.И- Байдам.

Следующий раздел программы был посвящен растнивеводству и животноводству. В проведении этих занятий наш институт кооперирутеся с Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства. Полдня слушатели сидели на лекциях, которые посвящены актуальным темам: 

Плодородие почв и выращивание плодово-ягодных культур.

Содержание и кормление сельскохозяйственных животных.

Применение инновационных технологий в организации исследовательских работ  школьников.

Вторая половина этого дня прошла в лабораториях ЯНИИСХ, где слушатели смогли ознакомиться  с техникой выполнения лабораторных работ по растениводству и животноводству.

Заключительный раздел программы курсов включает занятия по совершенствованию умений обобщать педагогический опыт. Слушатели выполнили две зачетные практические работы: “Проектирование мастер-класса” и “Составление плана педагогической статьи”. По материалам этих практических работ слушатели смогли подготовиться к республиканской научно-практической конференции, которая состоялась в последний день курсов 8 декабря в Тулагинской агропрофилированной школе. Научно-практичекая конфренция была посвящана 120-летию П.И. Кочнева, 125-летию П.А. Ойунского и 30-летию создания Союза агротехнологических школ республики. С директором Изабеллой Александровной Ивановой и с ее коллегями наш институт сотрудничает давно. На этой конференции  педагоги  узнали много интересного и нового, приняли участие в обсуждении насущных проблем агропрофилированных школ.

Слушатели приняли участие в разных секциях конференции:

  • Агротехнология – обобщение опыта педагогов агропрофилированных школ;
  • Айар тыл абылаҥа;
  • Деревня мастеров;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Реализация идей трудового воспитания;
  • Наследие Кочневых. Использование педагогического опыта.

Темы выступлений были самые разные, связанные с опытом работы в своих школах, например:

Прокопьева Октябрина Ивановна мастер производственного обучения Майинской СОШ Мегино-Кангаласского раойна Экологическое воспитания учащихся в сельской местности диплом3 степени
Жирков Петр Петрович мастер производственного обучения Танаринской СОШ Кобяйского района Укрепление МТБ  Танаринской СОШ посредством приобретения трактора   Синтай 220    
Максимов Сергей Александрович учитель технологии Кобяйской СОШ Кобяйского раойна Саха төрүт оҥоһуктарын аныгылыы тупсаран оҥоруу ньымалара  
Романова Евдокия Ильинична мастер производственного обучения Бердигестяхской СОШ Горного раойна Организация пришкольного участка. Детское объединение “Росток” диплом 2 степени
Оспипова Жанна Прокопьевна директор Борогонской СОШ Булунского района Таба – хоту дойду маанылаах бэлэҕэ диплом 3 степени
Попов Иван Ильич мастер производственного обучения Ожулунской агрошколы Чурапчинского района Сайдыы тэлгэһэттэн саҕаланар диплом 3 степени
Зыкова Мария Ивановна учитель географииТанаринской СОШ Кобяйского района Өбүгэ үөрэҕэ диплом 1 степени
Иванова Маргарита Ивановна учитель биологии и географии Тамалаканской СОШ Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в агропрофилированной школе диплом1степени

 Слушатели курсов, благодаря участию на этой конференции, успели обобщить  что-то из своего опыта работы в агрошколе и сделать выводы, которые помогут в дальнейшей пеагогической деятельности. 

Неделя  пролетела быстро, т.к. программа курсов была очень насыщенной. За несколько дней слушатели успели сделать многое. Попробовали спланировать и составить описания уроков, по которым некоторые слушатели приняли участие  в конкурсе “Лучший по профессии”. Составили из опыта своей педагогической деятельности описания мастер-классов и планы статей и приняли по этим материалам участие в конференции.

Думаю, коллеги согласятся, если эти курсы назовем лабораторий  педагогического мастерства, потому что слушатели не просто учились, они плодотворно сотрудничали друг с другом, набираясь опыта и совершенствуя свои профессиональные умения.

Желаем всем дальнейших творческих успехов, интересных и полезных начинаний для развития  своей школы и села. С наступающим новым годом!

Анна Матаннанова, заведующая кафедрой естественно-научного образования, руководитель курсов

Отзывы  слушателей

Элбэҕи туһанным, биллим-көрдүм, үөрэнним. Нэдиэлэ устата табыллан туран муҥутуур элбэх практика да, теория да өттүнэн билии ыллым. Саҥа санаалары, сатабыллары иҥэринним. Өссө салгыы наукаҕа олоҕуран оҕолору үөрэтэргэ-үлэлэтэргэ, бэйэм да хаһаайстыбабын сайыннарарга кыах толору баар буолла.

Киһи киһиттэн үөрэнэр диэн дириҥ ис хоһоонноох этии суолтатын бу куурус арыйда. Үлэлэригэр бэриниилээх, айан үлэлиир дьоҕурдаах дьон түмсүүтэ миигин умсугутта.

Попов Иван Ильич – Байдам,Чурапчы Одьулуунун орто оскуолатын производствоҕа үэрэтии маастара

Мин ыраах сиртэн, ороскуот бөҕөтүн көрсөн, бу кууруска сырыттым да, олус астынным. Ис хоһоонунан, киһиэхэ тириэрдэринэн курсааннарга сөҕүмэр элбэҕи биэрдэ. Сокуон хараҕынан  кылатан, билбэппитин – көрбөппүтүн арыйдыбыт.

Осипова Жанна Прокопьевна, Булун улууһа,

Бороҕон орто оскуолатын дириэктэрэ

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий